Ольга Чиданова
Мастер-класс «Элементы регионального компонента в продуктивных видах деятельности на примере лего-конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые гости и коллеги! Приглашаю вас принять участие в мастер – классе «Элементы регионального компонента в продуктивных видах деятельности на примере Lego-конструирования»
Уважаемые коллеги, обратите внимание на экран (на экране фото Пушкинского театра, Театр оперы и балеты, театр юного зрителя)
Что вы видите? Ответы
Конечно, это всем известные театры г. Красноярска.
Ну, а так как я представляю Мотыгинский район, (фото театра Мотыгино) я обращаю ваше внимание на уникальный в своем роде, единственный в России муниципальный сельский театр.
Публикация «Мастер-класс „Элементы регионального компонента в продуктивных видах деятельности на примере лего-конструирования“» размещена в разделах
- Конструирование. Конспекты
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Когда я смотрела репортаж корреспондента Саши Сулим о Мотыгинском драматическом театре я услышала такие слова: – СЛАЙД
«Разобравшись, зачем молодые и модные актеры из Петербурга поехали в Мотыгино, я стала (страшно) им завидовать. Заниматься тем, что любишь… роскошь, которую мало кто может себе позволить.
Очень хочу найти свое Мотыгино. И всем очень этого желаю».
Мы все знаем, что вся жизнь детей, как и актеров, насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль.
Работа с аудиторией: скажите, какие роли мы - взрослые играем каждый день?
Ответы: Роль воспитателя, матери, жены, сестры, пассажира автобуса, пешехода, собеседника, друга (подруги, коллеги и т. д.
Совершенно верно, сколько разных ролей играет один человек. А как же научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт – всё это помогает осуществить театр, особенно, если он является значимым местом в твоей малой родине.
Лего – технология помогает детям понять язык вещей, сыграть свои роли, постичь их культурное значение и рукотворность. Именно – Лего – технологию я ставлю на одну ступень с такими понятиями как: «интерес», «инициатива, «самостоятельность», «увлеченность», также осуществляется и деятельностный подход.
Использование Лего-конструкторов способствует всестороннему развитию дошкольника в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В образовательном стандарте дошкольного образования я выделила основные пункты, которые вы видите на слайде.
3.1. …Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
3.2. 1 Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. И др.
3.3.4 Развивающая предметно-пространственная среда…. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников).
Таким образом, поставила цель: формирование представлений в практическом применении Лего-конструктора в работе с дошкольниками и повышение профессионального мастерства.
Для достижения цели ставлю перед собой Задачи:
- передать свой опыт работы путём прямого и комментированного показа приёмов применения Лего-конструктора в работе с детьми дошкольного возраста;
- создать условия для совместного и самостоятельного апробирования участниками данной практики.
При работе с Лего использую следующие методы и приё мы:
- деятельностный (игровые мотивации, создание ситуации выбора, создание ситуации успеха, обеспечение реализации детей);
- наглядный (рассматривания готовых построек, демонстрация способов крепления, приёмов подбора деталей по размеру, форме, цвету);
- информационно-рецептивный (обследования деталей, которое предполагает подключение зрительных и тактильных анализаторов для знакомства с формой, особенно для детей с ОВЗ, определения пространственных отношений между ними – на, под, слева, справа);
- репродуктивный (собирание моделей и конструкций по образцу);
- практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приёмов работы);
- словесный (краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов);
- проблемный (постановка проблемы и поиск решения);
- игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета);
Созданные постройки из "Лего" используются детьми в играх - театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом известных сказок.
У ребёнка появляется возможность создать собственный образ персонажа, наделить свой персонаж, проявляя инициативу, теми качествами, которыми он хочет.
Так произошло и с легендой о реке Ангара и оз. Байкал.
Кто – то слышал об этой легенде?
Ответы
Ну, тогда давайте я напомню, а того, кто не знает – познакомлю:
«Было у старого богатыря Байкала 336 сыновей и единственная дочь Ангара, которую он прятал на морском дне. Когда пришло время Ангаре выйти замуж, отец задумал отдать ее за соседа Иркута. Но чайка, прилетевшая издалека, рассказала девушке про красивого богатыря Енисея, и зажглось сердце Ангары любовью. Она обманула отца, пробила горный хребет и вырвалась из моря в объятья Енисея».
И сейчас я хотела бы пригласить фокус – группу в составе двух человек, которой нужно будет сконструировать театр по схеме и драматизировать легенду.
Приготовлены заранее:
Схемы постройки театра, распечатка содержания легенды, готовые персонажи.
Пока фокус – группа работает - Послушав эту историю, дети самостоятельно олицетворяли Ангару, Иркута, Енисей, Байкал посмотрите, что получилось? ФОТО работ детей с подписями. Далее дети драматизировали эту легенду, сконструировав театральную ширму и персонажей.
Эту деятельность, я осуществляю не спонтанно, а придерживаясь следующего плана:
- беседовала с детьми, что конкретно мы будем строить;
- поговорила о том, что театр – это место, где работают и отдыхают люди;
- поговорила и показала детям, какие бывают театры, кто работает в театре;
- обсудила с детьми, какой именно театр мы будем строить;
- разбила детей на группы;
- каждая группа решила, какую часть театра будет строить;
- дети использовали карты с инструкциями по сборке театра;
- обсудили, где лучше поставить театр.
Лего – технологией и способом формирования знаний и воспитание любви к свое малой родине заинтересовались коллеги из других детских садом Мотыгинского района, а также педагоги и родители воспитанников детского сада, в котором я работаю. Были реализованы совместные проекты «Камни, полезные ископаемые Мотыгинского района», «Мой дом, моя улица», «Символ Мотыгинского района».
Возможно, не всегда при работе с детьми с ОВЗ получается в полном объёме решить поставленные мною задачи по реализации регионального компонента. Однако Лего-технология способствует созданию условий для элементарных представлений о своей малой родине. На слайде вы видите, как при помощи Лего-конструктора ребёнок сконструировал р. Ангару и ангарскую рыбу. А при помощи речёвок, потешек, стихов ребёнок закрепляет полученную информацию обыгрывая её, таким образом применяется деятельностный метод.
Использую Лего-конструктор для работы с детьми с нарушением речи (с помощью дидактической игры «лесенка», изучаю звуки, слоги, делаем массаж рук.
Итак, давайте посмотрим, что же получилось у фокус – группы, пожалуйста.
….
Спасибо за работу фокус – группе, аудитории.
Но самый главный результат – счастливые и увлеченные дети!
С детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть не всегда можно использовать лего – технологию именно для формирования представлений о своей малой родине и региональном компоненте в целом, однако, узкие специалисты, глядя на мой опыт стали активно использовать лего – конструктор для работы с детьми с нарушениями речи, например сделав домик и взяв лего – деталь или сделанную лего – игрушку можно закреплять предлоги: «за» домиком, «перед», «в» домике. Также можно, сделав ступеньки из лего, подниматься по лесенке проговаривая при слог «ла» под ритмичную музыку, т. е. выполнять лого -ритмические упражнения. Сделав из лего линии различные по длиннее, закреплять понятия «Длиннее - короче», «равны».