Светлана Халитова
Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности. Этот удивительный воздушный шарик«
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
«Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности»
Тема «Этот удивительный воздушный шарик»
Подготовил: воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад №1»
Халитова Светлана Анясовна.
Дата проведения: 13.10.2022 г.
Продолжительность мастер-класса : 20 мин.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Форма организации: игра - экспериментирование
Публикация «Мастер-класс „Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности, Этот удивительный воздушный шарик„» размещена в разделах
- Воздушные шарики
- Воздушный шарик. Опыты и эксперименты с шарами
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Условия: В ходе экспериментирования участники мастер-класса привлекаются к активному выполнению экспериментов с воздушным шариком, делают свои выводы.
Цель: Систематизировать знания аудитории о свойствах воздушного шарика через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности педагогов через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты по карточке-схеме, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у педагогов доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки, художественный вкус в ходе экспериментирования.
4. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной в опытно – экспериментальной деятельности.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании участниками всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Образовательная область: Познание
Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье, Художественное творчество
Оборудование: карточки-схемы по выявлению свойств воздуха, ; оборудование для проведения опытов: стакан с водой, трубочка, полиэтиленовый пакет, воздушные шары по количеству педагогов, дудочка, груша резиновая, бутылка пластмассовая, веер, тетрадный лист, диски, перо, лимонная кислота, сода, ножницы, скотч.
Организационый момент:
Чтобы стимулировать творческую активность детей в своей работе я использую различные методы и приёмы в решении изобретательских задач т. е (ТРИЗ). Или подругому: Мозговой штурм.
На любом из занятий должна быть структура и первая из них это:
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
Вторым основным в проведение занятий по ОЭД являеться» (2 слайд)
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования :
Правила техники безопасности:
1. Бери только нужные для работы материалы.
2. Не шуметь – этим мы мешаем другим.
3. Когда работаешь в паре, то умей слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.
4. Своевременно поддерживай порядок на рабочем столе.
5. Внимательно следить за результатом опыта.
6. «Экспериментирование» любит порядок: клади на место все материалы по окончании работы.
- И третий, пожалуй, основной это:
3. Уточнение плана исследования:
- Чтобы осущиствить заданные цели особые значение в проведение эксперементов являеться :
3. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Ну, что готовы отправиться в мир неизведонного и интересного?
Семинар практикум
Посмотрите внимательно на экран и поробуйте понять о чем идет речь
(3 слайд) Видеоролик с детьми (загадка).
Отгадка «Воздушные шары» (слайд 4)
- Сегодня мы будем исследователями в лабораториях. Перед нами три лаборатории, нам нужно будет для работы объединиться в три группы.
- Я вам раздам карточки, и они вам подскажут к какому столу подойти каждому из вас! (Педагоги берут карточки с изображением символов – «Увидеть» - изображение глаза, «Услышать» - изображение уха, «Почувствовать» - изображение руки). На столах такие же изображения. Педагоги, ориентируясь на карточки, подходят к столам, за которыми будут работать в группах.
- Молодцы! Вы быстро объединились в группы. Вместе и дело спорится быстрей.
- Давайте посмотрим на экран (5 слайд)
Винни Пух: Я только что был в гостях у Совы, и она подарила мне вот эти воздушные шары! (Задумчиво). И почему-то сказала, что они удивительные? Ничего не понимаю, что в них может быть удивительного, обычные воздушные шары!Объясните, пожалуйста, мне, почему шарик называется воздушный?
Почему я его не вижу, не слышу и не чувствую?
- Вот сейчас мы вместе поможем, Вини-Пуху, и переубидить его в обратном!
Посмотрите, внимательно, на столах лежат карточки, на них показано, как можно при помощи предметов обнаружить воздух.
1 подгруппа: Участники за первым столом рассказывают Вини-Пуху о том, как при помощи полиэтиленового пакета и стакана воды и трубочки можно увидеть воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, внутри пузырей – воздух.
2 подгруппа: Участники за вторым столом рассказывают Вини-Пуху о том, как при помощи дудочки и пластмассовой бутылки можно услышать воздух. Вывод: звук рождается тогда, когда дрожит воздух.
3 подгруппа: Участники за третьим столом рассказывают Вини-Пуху о том, как при помощи веера, султанчиков, листа бумаги можно почувствовать воздух.
Физкультурная минутка: (6 слайд)
Включается музыка. Под музыку педагоги передают друг другу шар на ком остановиться шар предлагаеться выполнить задание:
1. 4 прилагательных характерезующий воздушный шар
2. Сочинить четверостишие про шарик
3. В каких мультфильмах или в сказках встречался воздушный шар
4. В каких песнях поется о воздушном шаре
5. В каких экстремальных случаях может пригодиться воздушный шарик
- Ну что продолжим?
1 подгруппа: «Ракета из воздушного шарика»
Для прожведения опыта вам потребуются: воздушный шарик, пластиковая трубочка, скотч, толстая нить.
План работы:
1. Надуйте воздушный шарик. Придержите рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся.
2. Попросите кого-нибудь вам помочь - продеть нитку через трубочку. Один конец нити пусть ваш помощник привяжет к какому-нибудь предмету, другой конец держит в руке.
3. Скотчем прикрепите трубочку к шарику.
4. Теперь отпустите шарик. Он, как настоящая ракета, полетит от одного конца нити к другому.
2 подгруппа: «Кто быстрее?»
Оборудование: 2 пластиковые бутылки, 2 воздушных шара.
Действие: Подготовьте две пластиковые бутылки и два ненадутых воздушных шара. Все должно быть одинаковым, за исключением того, что в одной бутылке в дне надо сделать незаметное маленькое отверстие. Натяните шарики на горлышки бутылок и заправьте их внутрь. Проследите, чтобы вам досталась бутылка с дырочкой. Предложите устроить соревнование: кто первым надует шарик внутри бутылки? Итог этого соревнования предрешен – ваш партнер не сможет даже чуть-чуть надуть шар, а у вас это прекрасно получится.
Вывод: Секрет фокуса в том, что для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух.
3. «Луноход на воздушной подушке»
Оборудование: 3 диска, 3 горлышка от бутылки, 3 шарика.
Действия: Чтобы сделать луноход нам понадобятся: CD диск, клей, крышечка от бутылки с детской водичкой, воздушный шарик. Крышечку приклеиваем к диску, сверху надеваем шарик и надуваем его.
Вывод: Воздух вырывается из шарика и создается «прослойка» между столом и диском — воздушная подушка.
4. «Самонадувающийся шар»
Оборудование: лимонная кислота, сода, 3 бутылки, 3 шарика
Действия: заранее подготовить лимонную кислоту (растворить в бутылке, в шар насыпать пищевую соду. Аккуратно надеть шар на крышку и смотреть на реакцию.
В результате этой реакции получается – углекислый газ. Он невидим. Но мы можем поймать его, если сразу же натянем на горлышко бутылки воздушный шарик. Тогда можно будет увидеть, как выделяющийся углекислый газ надувает шар.
Заключительная часть:
Уважаемые коллеги, возник ли у вас интерес к использованию данной технологии в работе с вашими детьми?
Если да, возьмите красный шарик, а если нет – синий.
Для вас у нас тоже есть сюрприз: (вручение шариков с пожеланиями).