Наталья Арифулина
Мастер-класс «Эффективность использования театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 компенсирующего вида
МАСТЕР-КЛАСС
«Эффективность использования театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ»
Подготовила:
Педагог-психолог Арифулина Н. А.
Орехово-Зуево
Наш детский сад посещают дети, имеющие различные недостатки в физическом или психическом развитии. В ДОУ организованы вариативные формы дошкольного образования - Центр «Шаг вперед», для неохваченных образованием детей, а также воспитанников, посещающих другие дошкольные учреждения города. Это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенностями психофизического развития. В моей работе с «особыми» воспитанниками я использую театрально-игровую деятельность.
Публикация «Мастер-класс „Эффективность использования театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театральная деятельность развивает ребенка целостно: эмоционально и интеллектуально, духовно и физически. Является эффективным средством для социальной адаптации детей с ОВЗ, а также развития у них коммуникативных навыков. Совершенствует артистические навыки, побуждает их к созданию новых образов, развивает и воспитывает положительные качества личности, способствует коррекции негативных проявлений, а так же развивает: ощущения, чувства и эмоции, воображение, фантазию, внимание, память, волю. Театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, побуждает сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Именно театральная деятельность формирует выразительность речи ребёнка, интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используют разные виды игротерапии. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. Метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол называется куклотерапией.
На практике я убедилась, что игры с различными видами кукол в детском саду очень хорошо помогают в работе с детьми с разными психоэмоциональными проблемами. Кукла может быть:
1 – средством, способствующим общению;
2 – средством диагностики психических и личностных особенностей;
3 – средством психологического сопровождения, развития, коррекции и терапии.
Виды кукол:
1. Куклы-марионетки,
2. Перчаточные куклы,
3. Пальчиковые куклы,
4. Веревочные куклы,
5. Плоскосные,
6. Теневые.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний. Также куклотерапия значительно расширяет спектр личностных ролей; дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «Я»; способствует повышению самооценки, уверенности в себе. Куклотерапия помогает человеку актуализировать ресурсы; позволяет наделять куклу состояниями и возможностями, которых у него нет, но он хотел бы их иметь и развивать. Взаимодействуя с куклой, создавая её, трансформируя, человек способен расстаться с некоторыми ограничивающими убеждениями, прошлыми своими образами, травмирующими состояниями. Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол.
Коррекционная работа предполагает :
Воздействие психолога на ребёнка с помощью куклы;
Непосредственное взаимодействие ребёнка с куклой;
Лечебные этюды;
Лечебные спектакли.
Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.
Игры с куклами дают возможность самого естественного и безболезненного вмешательства в психику человека с целью ее коррекции или психопрофилактики. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Это хорошо работает, если нужно «допрожить» проблему и оставить что-то в прошлом, или, наоборот, составить какой-то план на будущее.
Проигрывание историй позволяет опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении. Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, «жизнь», слова, поведение. Учится находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. А для взрослого куклотерапия - это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивление у детей.
Сегодня я вам покажу фрагмент психолого-педагогического занятия с элементами куклотерапии.
Изготовление куклы. Материал: фольга, проволка.
1. Выбор лица, эмоции для куклы.
П. Ребята, посмотрите на ваши куклы, а чего же им не хватает? (ответы детей)
П. Конечно, лиц. Давайте подберем им лица, которые вам наиболее близки, которые вам нравятся. Молодцы. А теперь каждый придумает нашей кукле имя, а то у нее не получится знакомиться и дружить с другими ребятами.
(Спрашиваю у всех по очереди имя, сколько кукле лет, чем она любит заниматься и чего боится, чем эта кукла похожа на тебя и чем не похожа). (выслушиваю ответы детей)
2. Одеваем, украшаем.
П. А сейчас наши куклы будут собираться гулять, мы выберем для них юбочки и сделаем бусы. Берем тонкую проволочку, и бусинки, которые вам нравятся. Нанизываем наши бусы. Посмотрите, какая красота у нас получилась. Все молодцы. Одели наших кукол и теперь они пойдут гулять.
Вышли они на улицу, а мимо пробежала собачка и моя куколка ее испугалась. Посмотрите, она плачет, давайте пожалеем ее? Спасибо, ребята, какие вы молодцы, ваши куколки пожалели и успокоили мою куколку.
3. Мячик.
П. Посмотрите, что я нашла! Это же мячик! Давайте поиграем в мяч? Ваши куклы любят играть в мяч? Только наш мяч волшебный, его можно толкать только дуновением ветерка. Мы будем передавать мяч друг другу, дуя на него. Попробуем? Какие молодцы куколки. Поиграли наши куклы, теперь мы с ними пойдем в магазин.
4. Выбор игрушек.
П. Посмотрите, сколько интересных игрушек в нашем магазине, наши куколки сначала рассмотрят их хорошенько, какие они красивые, а какие разные. А теперь можно выбрать одну игрушку, которая вам больше всего понравилась». (зайчик, волк, ежик, лошадка, медведь, кот, собака, кубики, карандаши, конструктор лего).
Спрашиваю у каждого ребенка (У куклы) почему она выбрала именно эту игрушку, что в ней тебе нравится.
Итог.
П. Ребята, вам понравилось сегодня играть с куклами? А что вам понравилось больше всего? А что понравилось вашим куколкам? «На этом мы с вами попрощаемся, до свидания ребята, до свидания куколки!»
Инструментарий:
- Конструкторы, железные дороги, лего-конструктор. Если ваш малыш отдает предпочтение подобным игрушкам, это значит, что у него есть задатки лидера и в будущем он будет придерживаться активной позиции.
- Зайка подвижен и очень дружелюбен, он добрый и милый, но трусливый. Если ваш ребенок выделяет зайчика из других игрушек, можно предположить, что он неагрессивен и послушен, но пока что не умеет постоять за себя.
- Ассоциируя себя с лошадью, ребенок стремится быть сильным, выносливым, здоровым, работоспособным и терпеливым. Это, конечно, прекрасно, но подумайте сами: лошадь не принимает практически никаких самостоятельных решений, ее жизнь зависит от хозяина.
- Медведь – очень сильный, но, как правило, непроницательный и добродушный. Его сложно заставить нервничать и вывести из себя, но если вам это удалось – ждите беды. Игрушечный мишка научит вашего ребенка быть сильным и щедрым, снисходительным к тем, кто слабее его.
- Котик – домашний зверек, который ценит удобство и уют. Он нежный и ласковый. Из негативных качеств кошки можно отметить нежелания понимать чувства других людей, склонность к капризам, а также определенную эмоциональную закрытость.
- Жизнерадостная и веселая собачка верна хозяину и друзьям, при этом она умна и умеет быстро ориентироваться в новых ситуациях. Однако иногда собака может быть излишне прямолинейной, кроме того, она всегда надеется на хозяина и склонна перекладывать на него ответственность за принятие большинства решений.
- Кубики, карандаши (не живые игрушки). Это свидетельствует о том, что у ребенка имеются определенные проблемы в общении с другими людьми, что ребенок пока не научился находить общий язык с окружающими. В таком случае родителям необходимо уделить внимание коммуникативным навыкам их ребенка, чаще давать ему общаться с другими детьми, наблюдая, при этом, за развитием ситуации.
Выбирая игрушку, ребенок «примеряет» на себя ее качества, ассоциирует себя с ней. Если у малыша проявляются «нежелательные» черты характера, не спешите прятать его любимую игрушку и предлагать купить вместо лошадки конструктор. Позвольте ему самому принимать решения, но обязательно вносите коррективы.