Валентина Абрамова
Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности детей.
Задачи:
1. Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
2. Пробуждение интереса к финансовой грамотности
3. Развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.
Публикация «Мастер-класс „Воспитываем в детях финансовую грамотность“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: бумажные купюры, монеты, копилка, банка, корзинка, галстук, сумочка, телефон, рюкзак, кукла, тарелочки, весы, карточки для игры «Семейный бюджет», карточки для игры «Потребительская корзина», касса, фартук для продавца, мыльные пузыри, карточка – картинка доход, презентация
Ход мастер – класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса «Воспитываем в детях финансовую грамотность». Ни для кого не секрет, что человек, уверенный в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому, живя в современном мире, дети должны знать, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Прежде всего, необходимо создать в группе развивающую предметно-пространственную среду — то пространство, в котором ребенок живет и развивается.
Путешествие моих воспитанников в сложный мир экономики только начинается. Но уже сейчас, наблюдая за их играми, я могу сказать, что наше «досрочное» знакомство с экономикой не проходит впустую. Дети узнали о новых профессиях, могут рассказать о них; у ребят обогатился словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью. Появились здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»; понимание факта купли-продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, начинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.
Практическая часть
Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая и я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономика.
Для проведения мастер-класса мне нужно 5 человек.
Я прошу выйти педагога, у которого голубые глаза.
Педагога, у которого есть красный цвет в одежде.
Педагога, у которого розовый лак на ногтях.
Педагога, у которого бижутерия на одежде.
Педагога, у которого есть наручные часы.
Коллеги, прошу вас присесть к рабочему столу.
- Раз, два, три – улыбнись, в стране Экономика окажись!
А это страна Экономика.
(Слайд карта страна Экономика)
А вот и жители этой страны. Знакомьтесь, это семья.
(Наряжаю участников в семью)
Папа – банковский служащий (одеваю галстук)
Мама – рекламный агент (даю сумочку)
Дочь студентка (даю телефон)
Дочь ученица старших классов (даю рюкзак)
Маленькая дочь воспитанница детского сада (даю куклу)
Игра «Семейный бюджет»
- И вот однажды семья собралась на совет,
Чтоб там обсудить семейный бюджет.
Для этого нужно доход подсчитать,
Расход же не должен доход превышать.
-Уважаемые члены семьи приглашаю вас к столу для составления семейного бюджета. Разместите доходы и расходы, из которых складывается бюджет вашей семьи на соответствующих чашах весов.
(Участники собирают кошелек доходов, выбирают расходы и помещают на весы бюджета семьи)
-Пока семья составляет семейный бюджет, предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, экономическую викторину.
Экономическая викторина.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? (Скупой)
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя…». (Хвалит)
3. Как называются иностранные деньги? (Валюта)
4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (Двигатель)
5. Дача банком денег в долг на определенный срок? (кредит)
6. Информация о стоимости товара, которую видит покупатель? (Цена)
7. Как называются доходы и расходы семьи? (Бюджет)
Представление семейного бюджета
-А теперь давайте посмотрим, кто же нам представит семейный бюджет.
(Семья представляет свой бюджет)
-Как вы думаете, какой бюджет у этой семьи?
(Слайд с весами доходов и расходов и видами бюджета)
-Что вы можете сказать о виде бюджета вашей семьи? Правильно, сбалансированный. Если бы ваши расходы превысили имеющуюся сумму денег, бюджет можно было бы назвать дефицитным, а что такое избыточный бюджет? – ответы защищающейся группы участников мастер-класса (подвожу итог)
- Что составляли? (бюджет). - Из чего состоит бюджет (Доходы и расходы)
Игра «Потребительская корзина»
- Товаром разным на любые вкусы
Завалены все полки магазинов,
Но лишь немногие из них
Осядут в потребительской корзине.
-Чтобы собрать свою потребительскую корзину, я предлагаю нашей семье отправиться в магазин. У вас есть 20 монет. Вам необходимо закупить только самый необходимый товар и поместите его в потребительскую корзину.
(Члены семьи собирают потребительскую корзину. Даю им картинки продуктов и корзину.)
Игра со зрителями «Сказка и экономика»
(Обращаюсь к зрителям)
А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка»)
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? («Золотая антилопа»)
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. («Кот в сапогах»)
-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Представление потребительской корзины
-А теперь посмотрим, какой товар выбрали в потребительскую корзину члены нашей семьи.
(Семья демонстрирует свою потребительскую корзину. Анализирует свой выбор)
Давайте проверим, положила ли наша семья в свою корзину товары, которые считаются обязательными для поддержания хорошего здоровья. (слайд)
-Так незаметно, в повседневных заботах, провела наша семья день.
Игра «Живые картинки»
- А под вечер в гостиной семья собралась
В живые картинки играть принялась.
-Сегодня они попробуют оживить пословицы. Пройдите, пожалуйста, к столу, там вы найдете все необходимое.
(Члены семьи получают задания и готовятся)
Игра «Отгадай загадку»
-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них.
(Загадываю экономические загадки – добавлялки).
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке (проценты)
Отгадывание пословиц
-А перед вами живая картинка. Отгадайте пословицу.
Зал угадывает пословицы, которые оживили члены семьи.
«Считай деньги, не отходя от кассы»
-Следующая картинка. Что за пословица?
«Доход лопнул, как мыльный пузырь»
Заключительная часть
-Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за помощь. Наше путешествие по стране Экономика сегодня закончилось.
-Раз, два, три – улыбнись, снова в зале окажись!
Пройдите, пожалуйста, в зал.
Уважаемые коллеги, прошу вас разобрать купюры из корзины и положить свою купюру:
- в банк, если сегодняшний мастер-класс был для вас полезен и будете использовать, полученный опыт в своей работе;
- в корзину, если не актуально и не пригодится.
Я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику! Спасибо за внимание!