Светлана Тимерзянова
Мастер-класс «Упражнения для отработки звука [Ф]»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Публикация «Мастер-класс „Упражнения для отработки звука [Ф]“» размещена в разделах
Сегодня мы рассмотрим губно-зубной звук [Ф]. Звук [Ф] получается, когда верхние резцы закусывают верхнюю губу, воздух выходит в небольшую щель, струя прохладная и слабая, горлышко при этом молчит.
Попробуем вызвать звук [Ф] : приоткроем рот на вдохе, немного подожмем нижнюю губу и легко прикусим ее зубами, а потом подуем в небольшую щель между губой и зубами – это похоже на фырканье ежа: ф-ф-ф. Теперь проверим себя: подставим ладошку и подуем на нижнюю губу, чуть прикусив ее, если мы все делаем правильно ладошку коснется слабый, холодный ветерок.
А теперь будем произносить слоги:
- Открытые слоги – звук [Ф] в начале : фа, фо, фу, фы;
- Закрытые слоги – звук [Ф] в конце : аф, оф, уф, иф;
- Звук [Ф] между двумя гласными: афа, офа, уфа, ифа.
Простые слова:
- Звук [Ф] в начале слова : флаг, фасоль, факел;
- Звук [Ф] в середине слова: арфа, телефон, сафа;
- Звук [Ф] в концу слова : шкаф, шарф.
Автоматизация звука Ф. Закрепляем в речи.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнение «Окошко» :
Жарко нам окно откроем,
Будет холодно закроем.
Упражнение «Улыбочка» :
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Упражнение «Поможем губкам» :
Губки наши укрепляем, им немного помогаем
Их зубами причесали и немного покусали.
Упражнение «Кролик» :
Кролик зубки покажи,
На губу их положи.
Закрепление звука в чистоговорках (говорим в паузу) :
Фан- фан – фан
Красивый сарафан.
Фон- фон- фон
Новый телефон.
Аф –аф – аф
В Африке живет жираф.
Оф – оф- оф
Приготовим плов.
Загадки:
Первый мой вопрос простой,
Что пробьет туман густой?
Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи
На машине их две пары,
Догадались? Это – ФАРЫ.
Художник одноглазый не носит карандаш, но нарисует сразу портрет отличный ваш. ФОТОАППАРАТ.
Он от грязи и от пятен защищает платье Кати. ФАРТУК.
Закрепление звука в предложениях. Говорим в паузу.
Федот показал фокус.
На фабрике горят фонари.
У сарафана хороший фасон.
У Фроси флажок.
У Фомы фрукты.