симонова евгения
Мастер-класс «Творчество в подвижной игре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество в подвижной игре»
Структурное подразделение ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детского сада «Теремок» муниципального района Приволжский Самарской области
«ТВОРЧЕСТВО В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ»
Подготовила и провела Симонова Е. А.
Цель: познакомить педагогов с методической разработкой «Творчество в подвижной игре» с последующим применением технологии в практической деятельности.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Публикация «Мастер-класс „Творчество в подвижной игре“» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Цель занятия: Сформировать представление о развитии творческой
деятельности в подвижной игре;
Обучить приемам создания вариантов знакомой и составлению творческой подвижной игры;
Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Ход педагогической мастерской:
1. представление технологии
Одним из целевых ориентиром в требованиях к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования является «развитое воображение». Воображение - основа творческой деятельности. Творчество у детей дошкольного возраста формируется и развивается в решении задач таких образовательных областей, как «Художественно-эстетическое развитие» через музыкальное творчество, театрализованную, конструктивную и изобразительную деятельность и «Речевое развитие» через речевое творчество детей. ОО «Физическое развитие» решает ряд задач, одна из которых направлена на овладение подвижными играми с правилами.
Подвижные игры всегда являлись творческой деятельностью. В них проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Начальным этапом формирование творческой деятельности у детей является подражание, особенно в младшем возрасте. Цель нашей работы: развивать творческую направленность деятельности детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. Первостепенной задачей стало изучение теории и практики развития творческой деятельности в подвижной игре и создание методологической базы в ДОУ. Затем, средствами мониторинга, определили уровень проявления творчества у детей в подвижных играх, затем научили составлять варианты знакомых игр детей. Создали условия, помогающие детям, используя свой двигательный опыт, проявлять творчество в подвижной игре.
Изучая опыты известных педагогов и психологов, познакомились с разработками Коровиной А. М., Степаненковой Э. Я., поняли, что творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества».
Для формирования творчества в подвижной игре необходимо :
1. обогатить двигательный опыт у детей 5-6 лет.
2. создать условия, которые помогли бы детям использовать
двигательный опыт самостоятельно.
Начиная со средней группы, воспитатели, организовывая подвижные игры, предлагают детям «играть в них по –новому», при этом сами составляют доступные данному возрасту варианты игр, постепенно развивая двигательную фантазию. В старшей группе, детям в нашем дошкольном учреждении предлагают самостоятельно составлять различные варианты знакомых подвижных игр, обогащая их двигательный опыт. На практике творческая активность детей в подвижной игре проявляется в варьировании сигналов и правил знакомых игр и в творческих подвижных играх - это игры, созданные (придуманные) самими детьми.
Давайте рассмотрим готовые варианты к некоторым играм
( Слайд Таблица :«Варианты подвижной игры»)
Для детей старшего дошкольного возраста разработан перспективный план с элементами вариативности подвижных игр на год. Все подвижные игры планируются как на физкультурных занятиях, так и в совместной деятельности с детьми. Каждая игра, направленная на формирование определенного основного движения, имеет от двух до трех вариантов игры за месяц, за неделю повторяется до 12 раз, но за счет вариативности не надоедает детям. (слайд из перспективного плана)
Например, на первой неделе каждого месяца игры с основным движением – лазание предлагаются детям без изменений, а затем на второй и третьей недели соответственно придумывают разные варианты игры.
Следующим этапом – наилучшим результатом развития двигательного творчества, является умение придумывать новые подвижные игры и умение самостоятельно их организовывать.
Обязательным условием календарного планирования на каждую неделю является организация игровой деятельности с творческой подвижной игрой. Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта, организованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. Творческая активность детей на разных этапах обучения была неодинакова.
Слайд (Таблица «Творческая активность детей»)
На первом этапе работы, где придуманные детьми игры отличаются яркостью, фантастичностью, где дети еще не выделяют игровые действия. Задача педагога научить ребенка выделять в сказках, рассказах эпизод с движением, проигрывать его.
На втором этапе работы необходимо научить детей, придумывая игры, выделять правила, сигналы, игровые задания.
На третьем этапе работы, когда дети соревнуются в составлении настоящей подвижной игры, осмысленно, целенаправленно отбирая необходимое для игры оборудование педагогу необходимо просто помочь организовать творческую игру.
Большими помощниками при решении задач данного проекта оказались родители. Они с таким энтузиазмом знакомились с методикой проведения творческих подвижных игр, удивлялись умению своих детей самостоятельно составлять из обычной игры варианты, придумывать абсолютно новые игры, что привело в прошлом учебном году к организации конкурса на «Лучшую творческую подвижную игру».
Проведение подвижных игр с использованием вариантов, творческие подвижные игры не только помогли формировать пытливый ум детей, заряжая их весельем, радостью, формируя стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач, но и активизировало мыслительную деятельность педагогов, развивая их творчество, объединило родителей в совместном поиске различных вариантах.
В настоящее время наши педагоги решению проблемы «Творчество в подвижной игре» отводят большую роль в системе физического воспитания. Самостоятельные подвижные игры стали разнообразнее. Игровые группировки стали более устойчивыми.
Итогом работы в данном направлении стало создание книги «Творческие подвижные игры», которая постоянно пополняется новыми играми, придуманные детьми. Дошколята с удовольствием играют в «свои» игры, учат сверстников и взрослых правилам.
Итак, для освоения детьми творческих проявлений в подвижной игре необходимы следующие условия:
1. совместная игра взрослого с детьми, где он занимает позицию «равного», заинтересованного партнера.
2. постепенное обогащение двигательного опыта.
3. организация развивающей предметной среды.
2. просмотр видеофильма «Что такое творчество?»
- Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию небольшой видеофильм «Что такое творчество?», который был снят в начале 2013 года. Это – небольшая экскурсия в наш детский сад, которая покажет с чего и почему мы заинтересовались данной проблемой. Двигательное творчество формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач.
Список использованной литературы:
Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ под ред. С. О. Филипповой. – СПб. – 2005. – 416 с.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников. /Э. Я. Степаненкова. – М. : 2001. – 168с.
Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников. / Э. Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с. 23–25.
Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С. О. Филипповой. – М., 2007.– 224 с.
Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко. – М. :2000. – 176 с.
Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. –1991.– № 8. – с. 23–27