МААМ-картинки

Мастер-класс по обучению игре на шумовых инструментах

Таисия Посашкова
Мастер-класс по обучению игре на шумовых инструментах
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

«Просто, легко, весело»

Шумовой оркестр в детском саду.

Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребенку незатейливый инструмент.

Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:

Публикация «Мастер-класс по обучению игре на шумовых инструментах» размещена в разделах

- быть легкой для детей и педагогов;

- быть интересной для них;

- быть систематической;

- быть групповой формой обучения.

Учение для дошкольника должно быть не только легким и приятным время- провождением, но и интересным.

Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж). У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

-активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре.

-воспитание интереса и любви к музицированию.

-практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.

-создание предпосылок для развития творческого мышления.

-знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Шумовые инструменты используются в детском саду для развития основ интонационного слуха и образно - ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Позже дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т. п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.

Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придает уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть легкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур: Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как звучит настоящий оркестр.

Маленькие дети обладают богатейшим воображением и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре. Малыши представляют, что все, что звучит, они сами сыграли! Взрослый может быть реальным дирижером и руководить детьми во время исполнения. И это все можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструменты, сделанные своими руками.

Таким образом, можно украсить любое событие в группе: день рождения ребенка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограмма очень способствует организации игры в оркестре. Музыка – искусство временное, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструментами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкспериментировать какие звуки можно еще извлечь из инструмента, оказавшегося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палочкой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т. п.

Исследовательская деятельность – необходимый этап в познании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разными наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а четвертое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издает яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секрету, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т. п. Вот вам и обогащение словаря.

Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрического пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипулировать ими в воздухе малышам еще сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик: Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей развитию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение. А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит: Дзинь- бум, дзинь –бум, Бубен нам устроил шум Постучим. пошумим И все снова побежим. Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные удары и звон-тремоло.

Еще одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чем я играю». На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, указывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инструменты называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (пример – тамбурин с колокольчиками).

Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра. Мы запоминаем их название, слушаем звук и видим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфонического оркестра.

Народные духовые инструменты : Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка, гармошка (кнопочно-духовой)

Струнные: Шарманка (щипковый) Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра.

Ударные: деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колокольчики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполнителями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики (коробочки из-под творога и йогуртов с крышечкой или натянутой сверху пленкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Веселые барабаны» Весело играем мы все в барабаны, Весело играем мы все в барабан! Ля-ля-ля… Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлепать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с ударами в инструмент. Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постукивания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумываются подговорки типа: Молоточек, тук-тук-тук, Молоточек, ты мой друг, Молоточек, тук-тук-тук, Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики) Дили-дили-дили-дон. Бом - бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе) Слышат все наш звон!

В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем прием игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот прием выполняется без инструмента - хлопок в ладоши и «фонарики». В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до - си и треугольник, чередуясь между собой.

В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую. Даем детям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечками и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как струна. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая выходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музыкальный инструмент. Резинкой можно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, заправленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробочку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фонограмму.

Игра «Музыкальное приветствие». Дети держа в руках «кальмарчики», двигаются врассыпную легким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнеру, щелкают резинкой и говорят «Привет!». В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков». Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своем инструменте, затем со сменой музыки, кладут его на пол и переходят по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нем. Взрослый может исполнять роль дирижера.

Публикации по теме:

Консультация «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах» Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже.

Обучение игре на музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста Видео Актуальность данной работы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир.

Проект по обучению детей игре на народных музыкальных инструментах с использованием театрализованных приемов Авторский проект СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ.

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах» Возникновение.

Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий.Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий. Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:.

«Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс Авторы: Конюшихина Надежда Викторовна, музыкальный руководитель Белова Анна Александровна, педагог дополнительного образования Цель: Создание.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для восприятия и дифференциации шумовых различий «Космические пришельцы»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для восприятия и дифференциации шумовых различий «Космические пришельцы» Изготовление дидактического пособия "Космические пришельцы" Цель- развитие слухового восприятия, мелкой моторики. Чтобы научить ребенка.

Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов «Зимний оркестр»Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов «Зимний оркестр» Сколько радости доставляют детям встречи с музыкой! Наряду с традиционными музыкальными инструментами мы используем в образовательной.

Мастер-класс «Развитие музыкальности у детей младшего школьного возраста при помощи игры на музыкальных инструментах» Цель: Повышение профессионального уровня педагогов. Задачи:1) Показ основных исполнительских приёмов на детских музыкальных инструментах.

Конспект занятия по обучению детей игре на детских музыкальных инструментахКонспект занятия по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах Методобъединение музыкальных руководителей. 4 декабря 2014г. п. Раздольное Составил: Муз. руководитель Новопашина Л. Г. МБДОУ № 1 «Звездочка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по обучению игре на шумовых инструментах
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 08:14
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по обучению игре на шумовых инструментах» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Посашкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД