Приложение МААМ

Мастер-класс «Техники, активизирующие речь в развитии связной речи дошкольников»

Елена Ануфриева
Мастер-класс «Техники, активизирующие речь в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер - класс

Тема: «Техники, активизирующие речь в развитии связной речи дошкольников»

Воспитатель: Ануфриева Е. И.

Цель мастер – класса : познакомить педагогов с инновационными

активизирующими речь техниками и научить применять данные методы в работе с

дошкольниками по развитию связной речи.

Публикация «Мастер-класс „Техники, активизирующие речь в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Оборудование: разрезные картинки животных: медведь, мышь, лиса, лось, белка, ёж,

цветные мелки, клей, цветной песок, листы бумаги, видеопроектор.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить Вам систему работы

по развитию связной речи «Техники, активизирующие речь в развитии связной речи дошкольников»

В дошкольном возрасте развитие речи, как средства коммуникации, является очень

важным разделом работы в детском саду. И сегодня, в мастер-классе, вы увидите одно из

основных направлений в этой области - формирование коммуникативных умений при

помощи активизирующих речь техник.

Для того, чтобы вы могли легко выделить эти приёмы в ходе мастер-класса,

предлагаю с ними ознакомиться.

Итак, активизирующие речь техники (их выделила Л. А. Волкова) :

1. «Абсурд»- предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не обидном виде.

Например: На картинке нарисован бегемот. Воспитатель спрашивает: «Кто это?».

Дети: «Бегемот». Воспитатель: «Да нет же, мне кажется, что это заяц! Почему вы

думаете, что это бегемот?». И естественно, дети уже замотивированы в том, чтобы

объяснить воспитателю, что это бегемот, а не заяц.

2. «Провокация» - побуждение словами, действиями или наглядными средствами

добровольно вступить в обсуждение, высказаться.

Например: Воспитатель говорит: «Я снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и мне

хочется плакать…». И дети конечно же захотят развеселить снеговика.

3. «Интерпретация» - предложение сказать об этом по - другому. Например:

«Улица – это линия, по которой стоят дома. Улица – это дома, расположенные вдоль дороги, что ещё?». Этот приём включает в себя активизацию творческого мышления.

4. «Побуждение к сравнению и умозаключению» - сопоставление по существенным

признакам, обобщение понимания словами. Например, чайник и кастрюля, чем

они отличаются друг от друга и чем они похожи. Этот вопрос предполагает

дальнейший рассказ о том, что такое чайник и что такое кастрюля.

5. «Проектирование» - планирование деятельности средствами обсуждения или

определение условий, при которых результат будет достигнут.

Например: «Давайте построим дворец Снежной королеве. Какой этот дворец будет? Что будет во дворце? Что нам нужно для работы? Кто за такую работу возьмётся?».

6. «Моделирование» - выведение на понимание основных характеристик объекта,

явления; описание моделей, изображение с комментированием.

Например: «Сегодня мы будем рисовать детский бассейн. Что обязательно

должно быть в бассейне? Зачем это нужно? Что ещё мы можем добавить?

Нарисуйте бассейн и расскажите соседу о своём рисунке». То есть дети

смоделировали, нарисовали и рассказали.

7. «Конструирование» - составление из частей целого словесным способом.

Например: «Соедините части картинок так, чтобы получилось, например, бабочка».

Дети выполняют. «А теперь расскажите, как вы догадались, что эти части подходят».

То есть рассказ детей о том, как ребёнок достиг данного результата с помощью деятельности по конструированию.

8. «Ассоциации» - основаны на творческом воображении уже существующих

объектов. Например: «Что вам напоминает кора берёзы?», или «Когда я говорю слово «радость» - о чём вы думаете?».

9. «Аналогия» - поиск и словесное обсуждение таких же или очень похожих

объектов, ситуаций. Например: «Кто видел, как мама дома печёт пирожки? А как она это делает, расскажите». Затем, рассказанное, закрепляется в продуктивной деятельности.

10. «Эвристическое фантазирование» - создание своих объектов, явлений, которых в

природе может не быть; обмен мнениями, обсуждение, совместное создание,

комментирование, оценка. «Представьте, что вы попали на другую планету, там естественно, всё выглядит по другому, не так как на Земле. Опишите, что вы видите».

Выскажу предположение (гипотеза) : активизирующие речь техники являются

эффективным методом для формирования мотивации и потребности в общении детей

дошкольного возраста как основы развития связной речи.

Итак, начнём.

- «За высокими горами, за глубокими морями, в одном сказочном лесу жил был кто?» (на слайде картинка «Заяц»).

Отвечают: «Заяц».

применяет активизирующую речь технику «Абсурд».

- «Да нет же, нет, это лиса!»

Начинают доказывать, что это заяц. Примерный диалог:

- Это заяц, у него уши овальные и длинные.

- А… Тогда это ослик, точно ослик! У ослика уши овальные и длинные.

-Да нет же, это заяц. У него хвостик маленький.

- Тогда это медведь, у него тоже хвостик маленький. И так далее.

- «Убедили. Всё таки это заяц!».

- «В центре этого леса было красивое озеро (на слайде озеро). А что такое озеро?».

Применяется активизирующая речь техника «Интерпретация».

Примерный диалог:

- Озеро – это водоём.

- Хорошо. А ещё озеро это что? Посмотрите на его дно на картинке, что вы там

видите?

- Озеро – это водоём, на дне которого песок и камни.

- Правильно. А ещё?

- Озеро – это водоём, где плавают рыбки и Пьявки.

- Молодцы. А ещё, что такое озеро? И так далее.

Этот приём включает в себя активизацию творческого мышления.

- «Зайка каждый день приходил на это озеро и встречал там своих друзей.

Давайте посмотрим, с кем дружил Зайка».

Раздаю, разрезанные по диагонали или вертикали на 2, 3, 4 части предметные картинки: ёжик, медведь, белка, лось, мышка, лиса.

-- «Соедините части картинок так, чтобы получились животные».

Выполняют задание.

- «Расскажите, кто у вас получился, и как вы догадались, что эти части подходят».

Педагог применяет приём «Конструирование».

Примерный диалог:

- Объясни, как ты соединил эти части?

- Я соединил правую половинку картинки с левой. У меня носик мишки соединился,

он стал целым, и туловище стало целым, даже рубашка у медведя на пуговицы

застегнулась! И так далее.

Предметные картинки животных появляются на слайде.

- «Молодцы! Дружно они жили… И вот однажды, звери решили построить в

лесу сказочный терем, чтобы жить всем вместе. Давайте подумаем, каким он будет?».

Приём «Проектирование».

Примерный диалог:

- Итак, давайте решим, каким будет наш терем, маленьким или большим?

- Терем будет большим.

- Какие в нём будет одно помещение или много?

- В нём будет помещение для каждого зверя.

-А где звери будут спать? А где они будут есть? А где они будут играть, общаться?

Отвечают на вопросы, планируют свою деятельность.

- Этот терем будет необычным. У зверей много разных увлечений.

Они любят петь, танцевать, читать, рисовать, заниматься спортом, творчеством.

Поэтому давайте подумаем, что там будет для того, чтобы нашим животным было

комфортно и интересно.

На слайде - картинка «Терем».

- «Однажды, мимо сказочного терема пробегал волк. На слайде появляется волк. Увидел он, как дружно живут в нём звери и разозлился на них за то, что его не пригласили строить терем. Стал серый грозно стучать в дверь и требовать, чтобы его впустили. А звери ему отвечают: «Нет, волк, мы не пустим тебя, потому что ты злой»».

-- «Когда я говорю слово «злость», о чём вы думаете?».

Применяется активизирующая речь техника «Ассоциации».

-- «Давайте подумаем, как помочь волку успокоиться и стать добрым».

Приём «Провокация».

Примерные ответы: пожалеть его, сказать добрые слова, погладить волка.

Уточняю, какие именно добрые слова нужно сказать волку.

-- «Волк станет добрым? (Да). А когда я вам говорю слово «доброта», о чём вы

думаете? отвечают.

Волк стал добрым, и звери впустили его жить в свой терем. Но вот чего - то возле

терема не хватает… Мы же знаем, что в каждом дворе есть игровая площадка, и наши

звери тоже захотели сделать игровую площадку возле своего жилища. А мы им в этом

поможем!».

Предлагает участникам взять листы бумаги и материал для творчества:

фломастеры, мелки, клей, цветной песок и так далее.

--«Давайте подумаем, что может находиться на площадке?».

Участники высказываются.

приём «Моделирование».

--- «Я предлагаю создавать площадку в парах, мне кажется, так будет веселее.

Не забывайте, что у нас лес волшебный, и площадка тоже будет волшебной. Карусели на

ней могут быть разной формы, разного цвета, похожие на любые предметы».

Участники выполняют задание. Работы выставляются на панно.

--- «Теперь примите решение в парах, кто из вас расскажет о своих изобретениях».

- «Наступил вечер. На небе появились звёзды (на слайде - звёздное небо, а

звери стояли возле своего терема на игровой площадке и мечтали, о том, как было бы

хорошо попасть на какую – нибудь другую планету. Не успели они об этом подумать, как

перед ними появилась летающая тарелка. Оттуда вышли добрые инопланетяне

(на слайде - картинка летающей тарелки и инопланетян) и предложили зверям совершить путешествие на «Розовую планету»».

Включается космическая музыка.

- «Сядьте поудобнее, закройте глазки и представьте, что наши звери приземлились на Розовую планету. Откройте глазки».

применяет активизирующую речь технику «Эвристическое фантазирование.

-- «Ну а теперь расскажите, что видят животные на Розовой планете?»

Примерные вопросы для диалога:

Там есть почва? Небо? Облака? Живые существа? Растения? Какая там почва? Какого

она цвета? Какая она на запах? Какие там растения по величине, форме, что они

напоминают? Есть ли там жители? Какие они по характеру и так далее. Даже на самые необычные ответы участников логопед отвечает: «Да, бывает. Так может быть на такой планете, она же волшебная!». Если называют всё в розовом цвете, то можно сказать, что на планете много розового цвета, но там есть и другие цвета.

-- «Конечно, Розовая планета необычная, красивая, но наши звери вспомнили о своей родной планете Земля и лесном тереме и решили вернуться обратно домой.

На память, жители Розовой планеты что – то подарили нашим зверям?

Что они им подарили?».

-- «Вот наши животные снова оказались в своём лесу. Подойдя к дому, они

увидели, что к ним в гости зашёл большой лохматый пёс

(На слайде картинка пса).

-- «Заяц посмотрел на пса и на волка и громко воскликнул: «Как же вы похожи!» Расскажите, чем же похожи волк с псом». На слайде – волк и пёс.

Приём «Побуждение к сравнению и умозаключению».

- «А лось посмотрел ещё внимательнее на волка и пса и сказал: «Нет, вы совершенно не похожи!». Расскажите, чем отличаются волк и пёс».

- «Пёс рассказал печальную историю о том, что хозяин выгнал его из дома и

теперь ему негде жить. Звери с радостью приняли его в своё жилище. У всех было весёлое настроение и тут волк на радостях, что у него появился такой замечательный друг – пёс, громко воскликнул: «А не устроить ли нам праздничное чаепитие с пирожками! Я помню в детстве, как моя мама пекла вкусные, ароматные пирожки. А кто из вас видел, как мама печёт пирожки? Расскажите об этом»».

На слайде картинка чаепития.

приём «Аналогия».

Примерные вопросы для диалога:

Из чего пекут пирожки? Что сначала делают? Какие бывают начинки у пирожков?

Какой формы бывают пирожки? Какого размера? И так далее.

-- «Пирожки пекли все дружно, помогали друг другу. Потом накрыли праздничный стол, поставили самовар и сели праздновать. Так и жили – поживали звери в Чудо лесу, долго, дружно и счастливо!».

Благодарю всех за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Техники, активизирующие речь в развитии связной речи дошкольников»
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 19:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Техники, активизирующие речь в развитии связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ануфриева (УИ 301657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД