Наталья Коршунова
Мастер-класс «Подготовка детей к конкурсам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление участников мастер-класса с опытом работы по развитию просодической стороны речи дошкольников.
Оборудование: стулья, столы по количеству участников мастер класса, кукольный пальчиковый театр, текст стихотворения раздаётся участникам до начала мастер класса.
ЦОР: презентация – 15слайдов;
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!
Публикация «Мастер-класс „Подготовка детей к конкурсам“» размещена в разделах
Детство…самое прекрасное и беззаботное время. Детство - это счастье, буря эмоций, куча впечатлений. Только понимаем мы это тогда, когда становимся взрослее. Детство – основа нашей жизни. Трудно не согласиться с тем, что (слайд) «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца». И то, как будет воспитано сердечко каждого из наших воспитанников, во многом зависит от нас педагогов, ведь именно мы «лепим» из ребенка личность, раскрываем и развиваем его таланты и увлечения, прививаем ценности и качества.
То, что заложено в нас в этот прекрасный период, остается с нами навсегда. В жизни каждого человека в детстве есть какие-то яркие незабываемые моменты. И каждый из нас бережно хранит их в своем сердце. И как здорово, что в нашей памяти хранятся теплые воспоминания об удивительной, прекрасной поре, когда можно было бесконечно, веселиться, удивляться, играть.
Уважаемые коллеги, в двух словах назовите, что ярче всего сохранилось в вашей памяти из детства? ( ответы аудитории: колыбельная мамы, игрушки, праздники и др.). Хорошо. Интересно.
А стихотворения? Запомнились ли вам стихотворения вашего детства? Назовите их или прочтите строчку (ответы аудитории).
А как вы думаете, почему эти стихотворения вы помните до сих пор? ( рассказывали взрослые: воспитатели, родители).
-В детстве я слушала стихи и не понимала, или, точнее, не задумывалась, в чем их секрет. Теперь я читаю их своему ребёнку, воспитанникам будучи взрослой: но ощущение того, что я ребёнок, не проходит. И только сейчас я понимаю, что в стихотворения вложена душа автора и того, кто нам его рассказывал.
В дошкольном учреждении, в котором я работаю, оказание логопедической помощи осуществляется в условиях логопедического пункта и заслуженное внимание в коррекции речевых нарушений у детей уделяется развитию такой стороны речи как: просодическая.
Поиск методов и приёмов, способствующих эффективному решению педагогических задач, связанных с формированием просодического компонента речи у воспитанников и в то же время интересных детям, позволили мне сформировать определённый алгоритм такого важного направления в работе, как подготовка детей к конкурсам, и в данном случае речь пойдёт о подготовке детей к конкурсам чтецов.
Итак, тема моего мастер класса : «Как подготовить ребёнка к конкурсу чтецов?». Вы скажете, что нового? Существуют методики разучивания стихотворений, технологии формирования интонационной выразительности речи. Но, на мой взгляд, их можно сделать более эффективными, рассматривая в единстве с предварительной подготовкой к восприятию стихотворений.
Процитирую: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Предлагаю сегодня попробовать вместе подготовить ребёнка к конкурсу. Согласны? Итак, начинаем. В реальности данная работа занимает от 1 до 3 недель, в зависимости от объёма стихотворения. Спасибо, коллегам, вызвавшимся мне помочь, надеюсь вместе мы сможем справиться в рамках времени, отведённого для мастер класса.
И я предлагаю первый интересный приём, который называется «Да, нет». Здесь у меня скрыт предмет, угадав который вы сможете узнать название стихотворения. Отгадайте, что здесь нарисовано. Напоминаю правила, вы можете задавать вопросы, а я буду отвечать: да, нет (задают вопросы).
Хорошо, я подскажу. Оно растёт, у него есть ствол (задают вопросы). Да, это дерево (на слайде). Стихотворение, с которым мы будем сегодня работать, называется «Чудо-дерево», которое написал Корней Чуковский.
Подбирайте стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью, они легче запомнятся.
Ребёнок уже заинтересован, так же как и вы сейчас, согласитесь.
Члены фокус группы, следуя подробной инструкции, выполняют предложенные задания, и к ней мы обратимся чуть позже.
Чтобы вызвать ваш интерес к содержанию стихотворения предлагаю… посмотреть мультфильм, снятый по мотивам стихотворения Корнея Чуковского. Внимание на экран (включается отрывок из мультфильма).
Предлагаю сделать так. Кому захотелось выучить это стихотворение, пусть ударит в ладоши три раза. Кому не захотелось, я спрашивать не буду, потому что данный приём у детей всегда вызывает желание выучить предлагаемое стихотворение.
А я хочу спросить у участников фокус группы, что изготовили они?
( 3 пары по 2 человека: мы разрабатывали пособие, помогающее мотивировать ребёнка на заучивание стихотворения. Каждая группа описывает своё пособие, я прикрепляю их на магнитную доску)
Всё верно, скорость и качество заучиваемого стихотворения зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно). Установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Данные пособия помогут детям помнить, для чего они это делают на протяжении всей подготовки к конкурсу. Аплодисменты участникам.
Уважаемые коллеги, как вы считаете, при помощи чего можно показать настроение стихотворения и создать нужный образ? (при помощи музыки). Правильно. Обратите внимание на экран, перед вами часть текста стихотворения (на слайде). Предлагаю вам поиграть в «Угадай мелодию».
Послушайте три музыкальных фрагмента и определите, какой из них ближе всего передаёт настроение стихотворения (включаю три фрагмента, выясняют, какая музыка подходит больше всего). Спасибо всем!
Мы продолжаем готовиться к конкурсу и плавно переходим к работе над ритмом (просодикой). И поиграем в игру «Договори словечко». Помогайте мне.
Как у наших у … (ворот)
Чудо дерево… (растёт)
Чудо, чудо, чудо, чудо… (расчудесное) (Развивать умение чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу)
А теперь предлагаю вам приём, который называется «А такое – может быть?». Уважаемые коллеги (беру молоточек со стола, я принесла для игры молоток. И утверждаю, что это – измерительный прибор. Верно ли моё утверждение? Почему? Докажите (предполагаемые ответы) Послушайте: как у на - ших у во - рот. Что я сделала? (назвала фразу, простучала молотком, сохраняя ритм произносимой фразы). (обращаюсь к фокус группе, они берут со стола со звучащие предметы). Как по-другому можно простучать ритмический рисунок слова, фразы, если нет молотка под рукой? (говорят, показывая свои приборы). Члены фокус группы сейчас простучат своими измерительными приборами одну из фраз нашего стихотворения (на экране написаны обе, а вам, уважаемые коллеги, предстоит определить, к какой из них подходит данный ритмический рисунок.
А как вы выйдите из ситуации, если под рукой не оказалось измерительных приборов? (обращаюсь к залу). Вы уважаемые коллеги будете «топалки», а вы (обращаюсь к фокус группе) уважаемые коллеги будете «хлопалки». А сейчас вместе прохлопаем и протопаем фразу «Маше – гамаши, Зинке - ботинки, Нинке – чулки». Готовы? (одни хлопают, другие топают, а я делаю вместе с ними одновременно, топая и хлопая) Аплодисменты друг другу!
Заканчивая подготовку к конкурсу предлагаю простое, но эффективное упражнение «Кукольный театр одного…. пальчика» (обращаюсь к фокус группе)
Наденьте на палец игрушку. Это — актер кукольного театра. Я буду режиссером. Актеру нужно выучить роли для спектакля.
Роль первого актё ра:
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём.
А чулки да башмачки словно яблочки! (актёр повторяет)
Роль второго актё ра:
Что же вы зеваете
Их не обрываете? (актёр повторяет)
Так, играя, вы уточняете, с какой интонацией будет произносить ребёнок каждую фразу в стихотворении.
Спасибо актёрам. Кому понравилось упражнение скажите громко: да!
А кому не понравилось: скажите это же слово, только тихо.
Ну что, уважаемые коллеги, посмотрим, что у нас получилось. Внимание на экран, выступает Вика Райзих (включается видео стихотворения в исполнении ребёнка). Выши аплодисменты!
Детство – это наше прошлое. Это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, ваши воспитанники пронесли воспоминания о нём, через всю жизнь. А стихи выученные вместе с вами остались самым ярким воспоминанием о этой прекрасной поре.
Спасибо, уважаемые коллеги за помощь в проведении мастер класса. Если вас заинтересовала эта тема, приглашаю вас к сотрудничеству.