Дарья Виноградова
Мастер-класс «Играя учимся вести себя за столом. Этикет» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Виноградова Д. Р.
Актуальность:
Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению. Побуждать и стимулировать учебно-познавательную деятельность при помощи игровых приёмов и ситуаций; упражнять в использовании вежливых слов; формировать навыки культурного, этически грамотного общения и поведения в гостях; развивать внимание, мыслительную деятельность детей; способствовать приобретению навыков совместной коллективной деятельности; побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке.
Публикация «Мастер-класс „Играя учимся вести себя за столом, Этикет“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Старшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Цель:
Воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности:
Усвоение правил культуры еды;
Усвоение правил и норм поведения в гостях.
Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)
Задачи:
Познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола :
* сервировка стола к чаю.
*Закрепить знания, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать.
*Воспитывать аккуратность.
Принципы:
Доступности
Индивидуальности
Дифференциации работы с детьми
Систематичности
Методы и приё мы:
• Словесный
• Наглядный
• Практический
Средства:
• сервиз чайный
• самовар
• ложки, ножи, вилки
• скатерть
• комплект бумажных салфеток
• шапочка микроба
• передники, колпаки
* салфетница
*костюм самовара
*полотенце и мыло
*магнитофон
*сладости к чаю
*скатерть
*пригласительные
Дети встречают гостей и вручают пригласительные (используя при этом вежливые слова)
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель:
Ребята предлагаю вам отправиться в путешествие в маленькую страну. Там мы встретимся со сказочным героем, и нас ждут удивительные превращения.
( звучит первый куплет песни : «Маленькая страна» - дети выполняют танцевальные движения.)
А теперь прошу внимания.
К нам сегодня в детский сад
Кто-то должен появиться,
Гостю будет каждый рад!
Звучит песня: «Маленькая страна» - влетает Карлсон в руках у него шары.
Карлсон : Привет девочки! Салют мальчики!
Вы узнали меня?
Дети: Да!
Воспитатель: Постой-ка, постой-ка Карлсон! Мы, конечно очень рады видеть тебя у нас в гостях, но почему ты поздоровался только с ребятами! Да ещё и не правильно. Когда люди встречаются то при встречи желают друг другу здоровья. Ребята подскажите, как нужно здороваться?
Дети – Здравствуйте.
Вос – ль: Ты понял свою ошибку,попробуй её исправить. Посмотри сколько у нас гостей.
Карлсон: Ой, и, правда, (подходит чуть ближе здоровается – Здраствуйте!
Разрешите представиться! Карлсон! Самый красивый, воспитанный, умный и в меру упитанный! Карлсон! Мужчина в самом расцвете сил!
Карлсон: Я получил от вас приглашение на чаепитие.
Пришёл к вам добрый Карлсон! Поесть, чайку попить!
Ну, где у вас пирожное, конфеты и мороженое, варенье, шоколад, и вкусный мармелад! Угощайте меня скорее!
Воспитатель : Да, Карлсон! Ты всё такой же непоседа и сладкоежка! Но мы с ребятами тебе рады!
(дети и Карлсон проходят на стулья)
Воспитатель: Сегодня ты пришёл не зря!
всё что ты сегодня услышишь,
и увидишь будет полезным для тебя.
-Сегодня мы будем говорить об этикете.
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Воспитатель: Мы тебя пригласили на чаепитие. Как ты думаешь какая посуда нужна для чаепития?
Карлсон: Я думаю,что много, много банок варенья мне не помешает.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете?
Дети: Чайный сервиз.
Игра «Что это?» (демонстрация предметов)
Карлсон: Я тоже люблю играть и приглашаю вас поиграть со мной в игру.
Чего не стало?» (употребление сущ. в родительном падеже и отхлопывание слов по слогам)
Воспитатель: Молодцы! Какие вы внимательные. Так как Карлсон спрятал всю посуду мы попробуем превратиться в красивый,чайный сервиз.
Физ. минутка «Чудесные превращения»,
под звуки спокойной музыки.
Покажите «Чайник. - Поставьте правую руку на пояс, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.
Чашку - присядьте и поставьте левую руку на пояс.
Ложки - встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой.
Сахарницу- встаньте прямо, поставьте руки на пояс.
Блюдце – соединить руки перед грудью, сделав круг.
Беседа с детьми по правилам поведения за столом, во время еды.
Нельзя:
* Нельзя на стол ставить локти.
*Нельзя разговаривать во время еды нельзя, можно подавиться.
*Нельзя качаться на стуле, можно упасть, уронить посуду.
*нельзя вертеться за столом, можно опрокинуть на себя тарелку с едой.
*Нельзя чавкать, нужно есть с закрытым ртом.
Воспитатель: Есть ещё одно правило личной гигиены.
Карлсон подумай и скажи: -зачем мыть руки перед едой?
Карлсон: - Я этого никогда не делал, а я мою руки вот так.
(вытирает их об себя)
Воспитатель: -для чего нужно мыло? (показ мыла)
Карлсон: (нюхает его) Чтоб его съесть – ведь оно так вкусно пахнет.
Воспитатель: Карлсон,а ты знаешь что такое микроб?
Карлсон: - Нет.
Ребё нок: Я Микроб - опасный злодей,
Не жалко мне ни зверей, ни людей.
Всех страшных болезней причина – МИКРОБ,
А разглядишь меня лишь в микроскоп.
Воспитатель: Но только не надо их бояться!
Надо им сопротивляться!
Ведь это, страшная сила
Боится микроб МЫЛА.
Воспитатель: Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле.
Воспитатель: - Ребята давайте подскажем Карлсону, как бороться с микробами:
Дети: Чтобы руки были чистыми, не было на них микробов, их моют с мылом. У каждого человека должно быть своё полотенце, расчёска, зубная щётка, носовой платок для личной гигиены.
Воспитатель: Сейчас ребята предлагаю на личном примере,показать как вы моете руки. (2 ребёнка провожают Карлсона мыть руки и обучают как правильно это делать.)
(дети делятся на 2команды)
1 команда: «Сложи красиво салфетки» - развитие мелкой моторики. Складывают веером салфетки.
2 команда: «Накроем стол к чаепитию» - сервировка стола, дежурные накрывают на столы.
(дети заранее подготовили стихи и картинки,с изображением правил по стихам)
Воспитатель: Всё готово к чаепитию. Карлсон хорошо ли ты запомнил все правила?
Карлсон: Правил так много,что все они перепутались у меня в голове.
Но прежде чем приступить к чаепитию, давайте напомним всем правила этикета.
1 ребё нок: -Известно с детства это всем :
Когда я ем, я глух и нем».
Жуешь- закрытым рот держи.
Проглоти- потом скажи.
2 ребё нок: -Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Вежливое слово.
Воспитатель: Какое слово?
Дети: – пожалуйста!
3 ребё нок: -Не вытирай свой рот рукой-
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за все хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
4 ребё нок: -Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берешь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
5 ребё нок: -Не вертись, спокойно кушай.
И не чавкай, словно хрюша.
Ложка в чашке – не пропеллер,
Не спеша помешивай.
Чтобы люди не смотрели
На тебя насмешливо.
6 ребё нок: -Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся-
Это не качели.
Карлсон: Я буду стараться выполнять все правила.
Ребё нок в костюме самовара:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела. —
Пейте чай, вода вскипела!
(дети приглашают всех гостей к столу)
Приглашение к столу. Приятного вам чаепития.
По окончании чаепития дети вручают Карлсону книгу : «Что такое этикет?»,
мыло и полотенце. На прощание Карлсон дарит детям воздушные шарики