Ирина Тростина
Мастер-класс для педагогов «Человек трудом красен». Познавательная деятельность с элементами аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
Тема: «Человек трудом красен». (Познавательная деятельность с элементами аппликации).
Задачи:
- Образовательная: конкретизировать и углубить представления о народном творчестве мордвы, что включает в себя и декоративно-прикладное искусство. Учить выделять элементы узора, орнамента – понимать закономерности сочетания форм, цвета, композиционного расположения, технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента – элементы, цветовую гамму.
- Развивающая: развивать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Человек трудом красен“, Познавательная деятельность с элементами аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
- Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту предметов, которые их окружают. Воспитывать интерес и уважение к творчеству народных мастеров. Воспитывать стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих.
- Словесный: Вводная беседа, художественное слово, вопросно-ответная беседа, пословицы, пояснения.
- Наглядный: рассматривание изделий народного искусства, образцов мордовского орнамента, показ, сравнение.
- Практический: выполнение детьми заданий воспитателя.
Материал к заданию:
Мордовская глиняная игрушка (с. Абашево);
Деревянная резная игрушка (с. П. Тавла);
Матрёшка-мордовка (с. Гавриловка);
Заготовки-матрёшки (картон);
Разноцветные перья (картон);
Цветная бумага (красного, черного цвета);
Салфетки (влажные, сухие, тряпочные);
Клеёнки, клей-карандаш, ножницы, подносики.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, изделий мордовских мастеров; экскурсия в магазин (отдел «Народные промыслы» - музея им. С. Д. Эрьзи, рисование в альбомах, составление аппликации.
Словарная работа:
Народное искусство, роспись, орнамент, рукоделье, искусница, изделия, умельцы.
Уважаемые коллеги!
Я предлагаю вашему вниманию Мастер-класс по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством мордвы.
На І этапе я запланировала дать детям представление о народном творчестве мордвы, который включает в себя и декоративно-прикладное искусство.
Методические приемы: беседа, показ.
Оборудование: образцы народного творчества – глиняная игрушка-свистулька, деревянная игрушка, матрёшка-мордовочка.
Воспитатель-детям:
- Ребята, сегодня мы побеседуем о народном творчестве мордвы.
- Что такое народное творчество? (Это предметы, которые народ придумал и сделал своими руками).
- Народное творчество многогранно. Мордовский народ богат достойными людьми. Благодаря им мордва сохранила свою самобытную культуру. Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых. Недаром говорят: «Человек трудом красен». Доброй славой пользовались в народе хорошие мастера. А любуясь выполненной работой говорили: «Красна птица опереньем,а человек рукодельем».
- Послушайте интересную, старую сказку:
… Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, и узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница. Прослышал о Марье Кащей Бессмертный и решил ее заполучить. Налетел, схватил и понес.
А Марья – искусница превратилась в красивую Жар – птицу стала ронять на землю разноцветные перья, на память о себе.
Куда падало перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир…
- Упали перышки и в Мордовию. Одно в с. Абашево. Радостно стало жить в этом селе.
- Как вы думаете почему? (Жители стали делать глиняные игрушки свистульки).
- Еще перышко упало в с. Подлесная Тавла. И здесь оживились жители.
-Почему, как вы думаете? (жители стали заниматься резьбой по дереву, делать деревянные игрушки, музыкальные инструменты).
И еще упало перышко в с. Гавриловка. Здесь мастера до сих пор занимаются промыслом.
- Что делают гавриловские мастера? (Матрешек-мордовок).
- Давайте полюбуемся на изделия мордовских мастеров. Вот какие искусные мастера живут на земле, благодаря Марье-искуснице.
- Народное творчество мордвы включает и декоративно-прикладное искусство. Уникальным образцом декоративно-прикладного искусства мордвы является мордовский национальный костюм.
Уважаемые коллеги!
На І этапе я дала представление о народном творчестве и подвела к главному, подробному знакомству детей с декоративно-прикладным искусством мордвы, его особенностями на примере мордовского национального костюма.
На ІІ этапе научу выделять элементы мордовского орнамента.
Методические приемы: показ, рассказ, беседа.
Оборудование: куклы в мордовском костюме, матрешка-мордовка, образцы мордовского орнамента.
Воспитатель – детям:
- Ребята, люди какой национальности составляют основное население Мордовии? (Мордва).
- Как можно это определить? (Язык общения, костюм).
- Да, ребята, люди каждой национальности имеют свои костюмы. У мордвы тоже есть свои национальные костюмы. (Показ куклы, матрёшки).
- А теперь обратите внимание на основные цвета. Какие они? (Красный, черный с синим оттенком, желтый, зеленый).
- А теперь обратите внимание на особенности орнамента, на его элементы.
- Какие элементы вы видите? (Сеточка, фонарик, галочка и т. д.).
Показ образцов вышивок.
Уважаемые коллеги!
ІІІ этап занятия отводится практической деятельности, решаться будут следующие задачи:
- учить передавать колорит мордовского орнамента (элементы цветовой гаммы).
- совершенствовать технические, моторные навыки.
- воспитывать стремление научиться самим создавать изделия.
Сюрпризный момент.
Входит живая матрёшка с корзиной, просит помочь украсить фартук своим подружкам – матрешкам мордовским орнаментам. Раздает заготовки, уходит.
Воспитатель-детям:
- Дети, поможем нашей матрешки? (Да).
- Мы будем делать аппликацию.
- А сейчас давайте вспомним и рассмотрим образцы мордовского орнамента. (Дети называют, рассматривая образцы).
- Я научу вас выполнять красивый и сложный элемент мордовского орнамента – восьмиконечную звезду. (Показ образца, объяснения, показ схем).
- Давайте вспомним как нужно выполнять работу: аккуратно, не отвлекая соседей, вырезать правильно по контуру и т. д.
- Молодцы! Перед работой разомнем наши пальчики.
Физминутка:
Будем пальчики считать:
1, 2, 3, 4, 5 (одна рука)
1, 2, 3, 4, 5 (другая рука)
Десять пальцев, пара рук.
Вот твое богатство друг.
- Приступаем к работе. (Звучит тихая музыка).
- Дети, заканчиваем работу. (Входит матрешка, приглашает детей с матрешками в хоровод).
Анализ работы.
Итог занятия.
Угощение от матрешки.
Уважаемые коллеги!
В І и ІІ частях я дала представления о народном творчестве мордвы, познакомила с декоративно-прикладным искусством мордвы, рассмотрев мордовский костюм (вышивку, выделив элементы мордовского орнамента.
В ІІІ практической части дети украшали матрешку-мордовку элементами мордовского орнамента.
Система моей работы позволяет добиться устойчивых результатов в усвоении знаний о декоративно-прикладном искусстве мордвы и легко применять знания на практике.
Воспитатель - Тростина Ирина Геннадьевна