Екатерина Шохина
Мастер-класс «Технологии использования камешков Марблс в сенсорном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: рассмотрение современной методики применения нетрадиционной инновационной технологии по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи: 1. познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;
Публикация «Мастер-класс „Технологии использования камешков Марблс в сенсорном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Марблс. Игры с камешками
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. развитие интереса педагогов к совместному и самостоятельному обследованию предметов через разнообразие действия с камушками Марблс.
Ход мероприятия:
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги!
2. Вступление: Как говорил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».
Тема нашего мастер-класса «Технологии использования камешков Марблс в сенсорном воспитании детей младшего и среднего возраста».
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подталкивает нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.
3. Немного об истории Марблс.
Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины.
Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
4. А сейчас немного теории:
Так что же такое Марблс?
Марблс – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Камни всегда были связаны с жизнью людей, как материал для строительства жилища и как магический символ. С древних времен камни считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения, наделяются душой и магическими силами. В этих природных оберегах заключена сила стихий природы.
Морские камешки — интересный, доступный природный материал для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними.
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.
При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию д л я в ы п о л н е н и я.
Объяснить ребёнку, что камешки «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя брать их в рот!
Даже если ребёнок старше 3-х лет, играть он должен только в присутствии взрослых!
Не нужно оставлять наборы в доступном для детей месте!
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Игры с камешками Марблс используются во всех образовательных областях, сейчас я вам хочу показать некоторые из них:
5. Игры марблс.
«Сухой бассейн»
Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.
1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых - мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.
2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находится шарики марблс. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.
«Золушка»
Задача: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по цвету.
У ребенка чаша с разноцветными камушками марблс, предлагается разобрать все камушки по цветам.
«Графический диктант»
Задачи: Формировать умение ориентироваться на плоскости. Профилактика оптикопространственных нарушений. Развитие мелкой моторики.
Педагог дает картинку на которой изображен стол, дает инструкцию: положить над столом зелёные камешки, под столом - красные, слева от стола - синие, справа от стола - оранжевые.
«Весёлый клоун»
Задачи. Формирование умения находить закономерности, развитие мелкой моторики.
В этой игре нужно продолжить цветовой ряд, используя камушки. Но сначала рассмотреть, какого цвета у клоуна шарики. Первый желтый, кладём на него камушек желтого цвета, второй - зелёный и т. д. Обратить внимание на то, что цвета у шариков повторяются.
«Мозаика»
Задачи: развить тактильную чувствительность, умение подбирать цвета.
На картинке нужно заполнить пустые кружочки, положив на них камешки марблс (подобрать по цвету).
6. А сейчас я предлагаю немного поиграть.
1. Нарядите ёлочку с помощью камешков (украсить нарисованное изображение).
Развитие мелкой моторики, развитие фантазии.
2. Заполните пустой шаблон – задача работать над запоминанием цвета, развивать мышление (с помощью камешков заполнить предложенный шаблон)
3. Выложи по контуру, задача - развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук (выложить по контуру изображение звёздочки).
4. Придумай узор, задача развить фантазию (из имеющихся камешков выложить узор).
7. Заключение.
Давайте подведё м итоги:
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.
Применение камешков Марблс это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, красота которых завораживает настолько, что взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение – это весёлые, полезные и простые игры.
Данные камешки можно использовать в работе с детьми начиная с 2-3 лет и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать их в рот, поэтому рекомендуется использовать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.
Шарики Марблс и декоративные камешки вызывают у дошкольников чувство радости, счастья, стремление щупать, трогать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.
Игры с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.