Лучший педагог года

Мастер-класс «Способы фиксации результатов исследовательской деятельности дошкольников»

Марченкова Людмила
Мастер-класс «Способы фиксации результатов исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ОГОНЕК» ГОРОДА РУДНИ

МАСТЕР-КЛАСС

«СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ВОСПИТАТЕЛЬ МАРЧЕНКОВА Л. А.

Публикация «Мастер-класс „Способы фиксации результатов исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу обратить Ваше внимание на разнообразие способов фиксации результатов исследовательской деятельности детей.

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При этом необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

Исследовательскую деятельность сопровождает документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к которым они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

В каждой из групп имеются дневники наблюдений и альбомы фиксации опытов и экспериментов, а у каждого старшего дошкольника для этого заведены специальные индивидуальные тетради. С приходом в нашу жизнь новых технологий образовательный процесс изменился: педагог в течение дня делает множество фотографий, но всегда ли это фиксация?

Для чего вообще фиксировать?

Во время наблюдения за ходом эксперимента в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, тактильная. Фиксируя увиденное, ребенок анализирует явление, выделяет главное, чтобы отразить его в своем дневнике. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации.

В каждой из возрастных групп дошкольников способы фиксации могут быть различными.

Способы фиксация результатов детского экспериментирования.

1. Графический способ подразумевает фиксацию результатов при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

2. Ментальный способ, при котором для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работе с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

3. Практический способ, который заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

С детьми раннего возраста используются готовые формы (предполагают выбор одного варианта из нескольких предложенных) :

картинки ;

фотографии ;

объемное изображение предмета или игрушка.

С ними могут использоваться и циферблаты с кармашками для эталонных изображений и стрелкой.

При этом циферблаты могут иметь от одной до трех стрелок для одновременной регистрации нескольких независимых процессов; длина стрелок при этом должна быть разной, так же как и расстояние до центра, на котором расположены картинки одного содержания.

Начиная со старшей группы, можно использовать весь спектр способов фиксации. Один из таких способов – анализ оттенков окраски изучаемых объектов с помощью эталонных образцов.

Эталонные образцы представляют собой полоски бумаги, окрашенные в разные тона – от темного до самого светлого. Полоски нумеруют. Во время эксперимента каждому ребенку выдают полный набор цветовых эталонов. Прикладывая по очереди все полоски бумаги к изучаемому объекту, дети устанавливают, какому номеру соответствует интенсивность его окраски. Дети делают открытия: оказывается, снег не белый, а голубой, синий или розовый; тень от дерева под стволом гуще, а у вершины светлее. Таким образом, можно изучать оттенок неба или водоема (при помощи зеркала).

Изобразительные способы фиксации отражаются в календарях природы и дневниках наблюдений.

Заполнение коллективных календарей и дневников могут осуществлять дежурные по уголку природы. Сначала эта деятельность ведется под непосредственным контролем педагога, далее практикуется заполнение под неявным контролем, когда дети считают, что работают самостоятельно. Когда необходимые умения станут достаточно прочными и большинство детей осознает смысл производимых операций, переходят к ведению индивидуальных календарей и дневников. Вначале заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог. Высшая форма работы: заполнение дневников детьми и воспитателем порознь, а в конце недели осуществляется сверка, проверяется совпадение данных.

К изобразительным способам фиксации относят схематическое зарисовывание объекта, использование условных знаков, регистрацию линейных объектов, обведение контуров объекта.

Схематические зарисовки предполагают отражение в рисунке не всех, а только наиболее важных деталей, которые сильнее меняются в ходе эксперимента. Вначале эту операцию выполняет педагог, а воспитанники следят за его действиями. Взрослый постоянно просит детей уточнить увиденное, может совершать ошибки, позволяя дошкольникам проявить наблюдательность. Постепенно роль педагога уменьшается. В конце учебного года зарисовки могут делать дети, у которых соответствующие умения развиты лучше, чем у остальных.

Использование условных знаков характерно для регистрации погодных явлений. Условные знаки должны обязательно ассоциироваться с наблюдаемыми явлениями (объектами). Например, птиц, прилетающих на участок, нерационально изображать «галочками» разного цвета (воробей – синяя, ворона – серая, грач – коричневая). Данная кодировка не несет никакой смысловой нагрузки, плохо запоминается и с трудом декодируется. Лучше всего придумывать символы совместно с детьми, так знаки станут им «родными» и понятными.

Обведение контуров объектов используется в тех случаях, когда важно сохранить точные размеры или взаимное расположение частей. Например, интересно обводить развивающиеся листочки комнатного растения.

Для регистрации линейных объектов используются полоски бумаги или палочки, длина которых соответствует размерам избранного объекта. Эти мерки прикладывают к объекту и делают отметки. Если сравнивается длина (высота и пр.) одного объекта в разном состоянии и в различное время, поступают двояко: используют разные мерки или на одной и той же мерке наносят разные отметки (например, цветными карандашами). Так изучают глубину снега, скорость роста травы и других растений. Типичный пример – ростомер, где отражается рост человека.

Способ фотофиксации имеет преимущество, так как точно передает особенности объекта, а также запечатлевает фон, что облегчает изучение связи организма и среды обитания. Находиться эти фотографии должны в доступном для детей месте. Фотографии удобны и в методическом отношении: их легко размножить и использовать как иллюстративный материал. Фотографировать объекты можно необходимое число раз в разное время года, при любой погоде, на различных стадиях развития (например, рост посаженного дерева).

В качестве методического приложения к фототеке у педагога должны копиться отдельные задания, а также конспекты занятий, проводимых с использованием данного материала. Каждое фото в фототеке должно иметь краткое описание (основные характеристики объекта, дата и место съемки).

Карты фиксации опытно-экспериментальной деятельности.

Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод - привычный для этого способ. А новаторским является использование карточек фиксации результатов, которые становятся все более популярными. Оформленная таким образом информация легче запоминается.

Работа с картами опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.

Существуют письменные способы фиксации результатов исследовательской деятельности.

Запись педагогом. Воспитатель делает записи при активном участии детей (задает вопросы, уточняет те или иные детали). Воспроизведение текста также происходит при участии детей.

Запись ребенком. Такая запись должна состоять из 1-2 слов, являющихся ключевыми.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы фиксации результатов исследовательской деятельности.

Лэпбук. Его изготовление помогает детям всесторонне изучить объект. Эта тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д. Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать.

Фотогалерея. Она включает в себя наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

Исследовательские карточки. В них отображаются результаты наблюдений.

Фиксация натуральных объектов. Они могут быть представлены единичными экземплярами или коллекциями.

Журнал наблюдений. В нем отображаются результаты ежедневных исследований.

Дневник природы. Его можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях.

ФИКСАЦИЯ ПЕДАГОГОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют общие результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

Уважаемые коллеги, я представила Вашему вниманию различные способы фиксация результатов детского экспериментирования. Возможностей разнообразить образовательный процесс - великое множество. Надеюсь данный материал кому – то будет интересен и полезен. Всем творчества и вдохновения!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа)Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа) Добыл! Достиг! Добился! Чтоб воздалось стократ, Немало потрудился; Тем слаще результат! Вопрос о том, как оценивать достижения детей,.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?» Цель: Расширить представления детей о планете Земля. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о планете Земля, периодах ее образования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Занятие по экологическому воспитанию дошкольников с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Кругом вода»Занятие по экологическому воспитанию дошкольников с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Кругом вода» Занятие по экологическому воспитанию дошкольников с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Кругом вода". Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Способы фиксации результатов исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 2 сентября 2023 в 18:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Способы фиксации результатов исследовательской деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марченкова Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД