Наталия Алфёрова
Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе «Дымковские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
• Создание декоративных композиций по мотивам дымковских узоров с родителями и детьми, расширение творческого воображения нетрадиционными способами рисования.
Задачи.
• Познакомить с традициями дымковской игрушки из соленого теста и характерными элементами дымковской росписи.
Публикация «Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе „Дымковские узоры“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конструирование, поделки
- Мастер-классы для родителей
- Орнамент и узоры
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
• Создавать декоративную композицию на игрушках из соленого теста– украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями, штрихами).
• Учить родителей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Материалы и оборудование:
Заготовки дымковских игрушек из соленого теста для росписи, гуашь, кисти разных размеров, стаканчики с водой, салфетки, подставки, альбомы с иллюстрациями: «Рисуем Дымковскую роспись».
Работа с родителями :
Беседы, индивидуальные и групповые консультации,
оформление наглядной агитации в родительских уголках, создание из соленого теста дымковских игрушек.
Ход занятия:
- Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на мастер-классе : «Роспись дымковской игрушки с помощью нетрадиционных техник рисования».
Данный мастер-класс является одной из форм работы в духовно-нравственном воспитании.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной. Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения, развития духовных традиций нашего Отечества.
Наиболее продуктивно способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста художественно-эстетическое развитие, знакомство с русским народным искусством. Русское народное творчество во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество несёт в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.
Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.
Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно.
Основные этапы:
• Лепка из глины, соленого теста;
• Сушка;
• Обжиг;
• Побелка;
• Роспись.
Этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти. Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.
Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.
Несмотря на простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.
Я предлагаю вашему вниманию Дымковские игрушки :
Много сказочных мест в России,
Городов у России не счесть.
Возле речки Вятки есть один посёлок,
Окаймлённый лесами уголок весёлый,
Мужики там с древне печи мастерили,
На забаву деткам петушков лепили,
Слобода та в дымке поутру купалась,
И за это Дымковской со стари называлась.
Люди, работающие, в той слободе жили,
С удалью лихие пляски заводили.
Праздник отмечали, жили, не скучали,
Тут не подобраться никакой печали.
И под музыку с пляской садятся за столы.
Дети и родители рассматривают Дымковские игрушки
И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц. Я вам предлагаю расписать дымковские игрушки из соленого теста, которые вы заранее слепили дома. А расписывать мы будем их гуашью.
- Ребята, назовите элементы дымковской росписи - круги, колечки, прямые линии, волнистые линии, точки.
- Круг дымковской игрушки обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.
- Скажите, какие цвета присутствуют в дымковской росписи? (Красный, синий, жёлтый, чёрный)
- Уважаемые родители, обратите внимание на цвета – именно красный, синий, жёлтый, чёрный. А силуэт игрушки – белый.
- Раскрашивать будем нетрадиционными методами: круги – пальчиками большой круг – большим пальцем, маленький круг – мизинцем, линии и точки – спичками.
(Объясняю и показываю)
В процессе росписи есть несколько этапов:
Первый этап – грунтовка – нанесение на поверхность белой краски.
Второй этап - после того, как поверхность дымковской игрушки высохнет, на нее можно наносить роспись.
Родители совместно с детьми расписывают свою дымковскую игрушку из соленого теста.
Давайте разомнемся и сделаем физминутку:
Мы игрушки расписные –
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком
Щёки будто яблочки
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке
Итог мастер класса :
-Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки! Игрушка готова!
В завершении мастер-класса родители и дети придумывают названия своим работам: «Русская красавица», «Волшебное яблочко», «Домик для ежика», «Дама с зонтиком», «Водоноска», «Чудо-ваза», «Пасхальное яйцо
и др.
- А теперь расскажите о своих работах.
Данил Х. Барашек – свисток,
Левый рог – завиток.
Правый рог – завиток,
На груди цветок.
Юра А. Уж ты месяц, круты рога,
Уж ты ясное солнышко.
Как у солнышко лучики горят,
Так у Танюши русы косы висят.
Саша О. Посмотри, как хороша,
Эта девица душа:
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня уж так красива!
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
Лера Н. Ай да девица-душа!
Как ты чудо хороша!
Клетчатая юбочка,
Фартук полосатый,
На полосках точки,
А вокруг кружочки.
Арина К. Зонтик грибком,
Руки крендельком.
Ходит девица – красавица
По улице пешком.
Лиза Г. Хоть весь базар обойдите,
Лучше барышен не найдёте!
Игрушки наши повсюду славятся,
Подходите скорей и вам понравятся!
Варвара Ц. Девица в венце, румянец на лице.
Собой хороша, стоит не дыша.
- Ребятки, мамы, бабы, папы – молодцы! Потрудились от души.
Сегодня Вы узнали об истории создания и приёмах росписи дымковской игрушки. Проявили интерес к традиционной культуре народа.
Маша М., Ангелина З. – хором:
Все игрушки не простые,
А нарядно – расписные,
Белоснежны как березки –
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.