Светлана Гуминюк
Мастер-класс «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.
Публикация «Мастер-класс „Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления можно выделить в самостоятельную задачу. Она включает в себя:
• Формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях о классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний;
• Развитие абстрактного воображения, образной и логической памяти, ассоциативного мышления по аналогии.
Работая с детьми не первый год, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре.
Изучая методическую литературу современных авторов, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения, задачи в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.
Я выдвигаю гипотезу:
Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.
Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, я разделила его условно на 3 группы:
• Развлечения : загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».
• Логические игры, задачи, упражнения : с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
• Дидактические игры и упражнения : с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».
Остановимся на некоторых из них.
1. Игры со счетными палочками.
Хочу предложить вашему вниманию хорошо известные счетные палочки, которые есть в каждой группе и по карману каждому родителю.
Практическая деятельность.
Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:
Задачи на построение простых фигур:
Например, построить треугольник из 6 палочек.
Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
Задачи на преобразование фигур:
Сложить из 10 палочек 3 квадрата.
Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.
Задачки-шутки.
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
Практическая деятельность.
1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
3. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
Головоломки.
Основными составляющими оптимального учебного процесса являются формирование у дошкольников определенных учебных навыков и выработка методов передачи их конкретной информации. Все это обеспечивается базисными интеллектуальными способностями : вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, речью. Я стараюсь развивать у детей эти способности в игровой, увлекательной для них форме.
Признаюсь честно, кого-то из детей эти игры сразу не заинтересовали, других привлекли самые простые, у некоторых что-то не получалось. Не стоит огорчаться. Процесс развития ребенка, его интеллектуальных способностей идет неравномерно. Сотрудничество со взрослым, его помощь разбудят дремлющие силы, интерес и вкус к решению интеллектуальных задач.
Практическая деятельность.
1.«Найди две части одного круга».
2.«Развертка» – прямоугольный лист сложен втрое гармошкой таким образом, что образуется один квадрат, состоящий из трех слоев. В этом квадрате делается определенный вырез, как в рисунке-образце. Если лист развернуть, то уже на всем листе будут видны вырезы, образующие определенный узор. Только один из 5 вариантов верный. Какой?
Детям старшего дошкольного возраста могу предложить уже игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»; овала – в игре «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т. д.
Практическая деятельность.
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
1.«Танграм»
2.«Вьетнамская игра»
3.«Волшебный круг»
4.«Листик»
5.«Пентамино»
6.«Колумбово яйцо»
7. «Сфинкс»
Для развития мыслительной деятельности детям предлагаю планировать ход поисковых действий: «Расскажи, как будешь составлять фигуру». Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать.
В дальнейшем предлагаю детям составить изображения по собственному замыслу. Создание силуэта на основе воображения представляет проблемную задачу для решающего. При этом требуется отыскать путь решения задачи, отбросив ложные подходы, не ведущие к решению. Такому поиску предшествует возникновение предположения, идеи, плана. В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно, творчески решать интересные несложные задачи.
Дидактические игры с цветными крышками.
Дидактические игры с крышками – уникальный по своим дидактическим возможностям материал. «Почему именно крышки?» – спросите вы.
• Крышки легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время.
• Крышки от пищевых продуктов, значит, допущены санитарными нормами.
• Играть крышками можно как за столом, так и на ковре.
Я использовала дидактические игры с цветными крышками на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в конструировании, в совместной, индивидуальной деятельности.
С маленькими детьми уместно начать изучать цвет, нанизывать и приставлять крышечки, что полезно для развития тонкой моторики. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов.
Игры с цветными крышками помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.
Практическая деятельность.
1.«Подбери цвета» - знакомить детей с пятью цветами путем подбора по образцу, обогащать активный словарь за счет названий цветов.
2.«Украсим салфетку» - закреплять умение детей подбирать фигуры, ориентируясь на цвет.
3.«Заполни клеточки» - продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать навык самоконтроля и самооценки (учить логически объяснять свои действия).
4.«Расставь фигуры» - продолжать учить детей решать логические задачи на основе словесной инструкции:
5. Расставь кружки так, чтобы красный был между синим и зеленым, а зеленый был рядом с желтым.
Математика в огороде.
Так сложилось, что летом тысячи семей в России проводят свой отпуск на дачном участке, выращивая овощи на зиму, отдыхая и воспитывая детей «между грядками». Вся наша дачная жизнь может стать великолепным увлекательным и разнообразным занятием по математике для дошкольника, потому что в огороде все время можно что-нибудь пересчитывать, делить и т. п. Можно спросить ребенка:
- Какая грядка получилась шире (уже) : с капустой или редиской?
– Что ближе к колодцу: баня или калитка?
– Что раньше взошло: редиска или салат?
Миллион интереснейших вопросов можно найти и обсудить с ребенком, работая на дачном участке. Если полностью исключить взрослую занудливость, поучения, принуждения, а настроиться на юмор, приятное общение, то за дачный сезон можно очень заметно развить у дошкольника математические представления.
О родительских заблуждениях в области дошкольной математики.
Самое опасное заблуждение. Взрослым все в дошкольной математике кажется элементарным, даже примитивным. Поэтому они форсируют счетные навыки, злятся, если ребенок не сразу понимает закономерность. Одним словом, ведут себя так, будто бы сами в свое время были математическими гениями.
Самое распространенное заблуждение. Очень многие родители думают, что если ребенок до школы считает до100, складывает и вычитает в пределах десятка, то дошкольник математически прекрасно обучен и развит. В чем ошибочность такого вывода? Математическое мышление – это не просто умение считать до ста! Если ребенок не способен рассуждать, доказывать правильность своих действий, теряется при непривычной форме вопроса, то математическое мышление развито у него слабо.
Взрослым всегда надо помнить, что занятия математикой обязательно должны развивать в ребенке смекалку, сообразительность, догадливость, быстроту реакции, то есть развивать интеллект дошкольника.
Практическая деятельность
1. «Игры с фасолью»
2. Мама ставит 7-8 тарелочек. У каждой тарелочки – карточку с какой-нибудь цифрой. Надо разложить фасоль по тарелочкам в соответствии с цифрой. У тарелочек с фасолью лежат цифры, надо найти, где мама ошиблась.
Я пришла к выводу, что применение развивающих и дидактических игр математического содержания повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Рефлексия.
Если вы согласны с моей гипотезой, прошу проголосовать, если нет…