Екатерина Викторовна Емельянова
Мастер-класс «Рисование песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель Емельянова Е. В
Цель курса:
Научить специалистов основам рисования песком на стекле для способствования активизации психических процессов у детей (в том числе с ОВЗ, а также усилению тактильной чувствительности и развитию творческих способностей.
Задачи курса:
- изучение основ рисования песком;
- через рисование на песке :
Публикация «Мастер-класс „Рисование песком“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- изучение основ развития речи, памяти, мышления, воображения, фантазии детей;
- способствование развитию мелкой моторики рук, умения пальчиками изображать задуманное на песке;
- развитие и коррекция ориентировки в пространстве.
Содержание курса на тему:
«Рисование песком для начинающих!»
Раздел I. Введение в курс
Урок 1. Основные сведения о рисовании песком.
Тема 1. «Что такое рисование песком?»
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Тема 2. «Что даёт рисование песком?»
Дети способны многому научиться, рисуя песком :
- Коммуникативности – одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Некоторым детям не нравится рисовать одним. Выполнение заданий совместно с партнером (родителем, педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям, сближает их со взрослыми.
- Приобщению к слушанию музыки, к пению, подпеванию взрослым,
- Сопровождению пения выразительными движениями на световом столе.
- Формированию умения слушать текст, слушая и проговаривая различные звукоподражательные слова, например: «так-так», «прыг-скок», «вниз», «уколоть» и др., рисовать песком действия, соответствующие этим словам.
- Пониманию, что такое композиция,
- и многому другому.
Тема 3. «Что требуется для рисования песком?»
Чтобы попробовать себя в песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется песок (очищенный песок океанического типа и не только,
- Световой стол,
- Очищенный песок,
- Бумага,
- Карандаш,
- Антистатик,
- Ткань для протирки стекла,
- Дополнительные инструменты
(стеки, кисточки, предметы быта, игрушки
и многое др.).
Тема 4. «Правила работы с песком»
1. Нельзя брать песок в рот - можно подавиться!
2. При рисовании песком всегда должны быть чистые ручки и носики.
3. Нельзя бросать песок в лицо – можно повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - можно задохнуться!
5. После рисования песком необходимо обязательно мыть руки!
6. Не следует при рисовании песком использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло.
7. Для того, чтобы песок не электризовался, необходимо обрабатывать поверхность стола антистатиком.
8. Песок время от времени следует очищать.
Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через сито (необходимого размера).
9. Через какое-то время в песке образуются комочки - это от использования антистатика. В таком случае песок нужно заменить.
Тема 5. «С чего начать?»
Песком можно рисовать прямые линии – дорожка, ритмичные штрихи – снег идёт. точки – зайка прыгает, круги – снежные комочки и т. д. Техника рисования песком на стекле разнообразна: можно рисовать одним пальцем, одновременно несколькими пальцами, всей ладонью и как захочется. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно изучать иные способы и давать конкретные задания.
Раздел II. Техника рисования песком
Урок 2. «Волшебство линий»- общее знакомство с двумя видами рисования песком.
Тема 1. Вид первый - «рисуем темным по светлому».
1). Педагогический рисунок (пример –рисование листка). Пожалуйста, все подойдите к моему столу.
- Набираем песок в щепотку, близко подносим к столу или плотно прижимаем пальцы к столу и, медленно двигая, разжимаем, постепенно высыпая песок,
- Набираем песок в ладонь и тонкой полосочкой высыпаем его по рисунку.
- Выбираем композицию (композиция – это способ расположения предмета на световом экране) ,
- С чего начнем рисование? - С контура,
- Рисуем детали…Так рисуем жилки. Сначала рисуем центральную жилку, затем боковые.
Далее самостоятельная работа учащихся. Можно опираться на схему, представленную на экране или столе, но лучше придумать свою «Роспись песком»
Тема 2. Вид второй - «рисуем светлым по темному»
2). Педагогический рисунок (пример-«лист»). Пожалуйста, все подойдите к моему столу.
Создаём темный фон
Песок тонкими слоями наносят (насыпают) на подсвеченное стекло.
Для этого набираем в ладонь песок и равномерно распределяем его по экрану. Песок можно пропускать между пальцами, (это расслабляет, убирает напряжение). Но важно, чтобы слой песка был тонким. Чтобы получился равномерный слой песка, необходимо сыпать песок следующим образом:
- 1 слой горизонтальными линиями,
- 2 слой вертикальными линиями,
- 3 слой диагональными линиями.
Выбираем композицию и рисуем.
Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее. Ставим указательный палец на экран и рисуем лист. Как нарисовать жилки листочка? Прорисовывать жилки листика можно ногтем или пальцем. Сначала рисуем центральную жилку, затем боковые.
Далее самостоятельная работа учащихся. Можно опираться на схему, представленную на экране или столе, но лучше придумать свои «Великолепные линии, интересные фигуры».
Тема 3. Самостоятельная работа
По теме: «Морозные узоры. Узоры на стекле» - рисуем способом по выбору («светлым по темному» или «темным по светлому») .
Примечание: Что следует помнить, выполняя работу?
- расположить рисунок на столе, соблюдая правила композиции;
- передать характерные особенности рисунка, а это соответствие общей формы и деталей,
- использовать изученные на сегодняшнем занятии способы и приемы рисования песком.
Урок 3. Знакомство с приемами рисования способом «рисуем светлым по темному».
Тема 1. «Необыкновенные следы»
а). Приёмы «кулачок и ладонь».
«Идёт медведь» - Мишка косолапый по лесу идет, Топ-топ-топ.
ребенок кулачками и ладонями рисует следы медведя. Использовать кулачокможно для изображения солнышка, луны и др.
б). Приёмы «пальцы».
1). «Прыгают зайцы» - Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
— кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
2). «Ползёт змея» - Змея очковая в песке очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске, ползет куда попало.
— пальцам делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
3). «Бежит сороконожка» - У сороконожки заболели ножки. Видишь на дорожке снятые сапожки?—двигаем всеми пальцами, имитируя движение.
Тема 2. «Объекты природы»
в). Приём «отсечения лишнего».
1). «Облака» - осваиваем прием рисования песком, путём отсечения лишнего- руки работают как бульдозер, отгребая, разгребая песок вокруг и в сторону.
2). «Горы» - отсечения лишнего двумя руками.
г). Приём «насыпание деталей».
1). «Деревья»- из кулачка насыпаем ствол, из щепотки ветки.
2). «Дорога» -насыпаем из ладони.
3). «Ветер» - насыпаем между пальцев.
Урок 4. Практическое применение приемов рисования способом «рисуем светлым по темному».
Тема - «Пейзаж»
1). «Луг с волшебными цветами» - Расцвели средь темноты золотистые цветы-рисуем цветы пальцами, кулачками, боковой стороной ладони.
2). «Чудесная река» - изображение волны рисуем кистью руки (всеми пальцами).
3). «Небо» - Звезды нам с небес сияют, в темноте нам освещают –звезды рисуем кончиками пальцев.
4). «Солнышко» - Нарисуем желтый круг, после лучики вокруг. Пусть на белом свете ярче солнце светит -рисуем облака и солнце по трафаретам, насыпая на них песок. «Я рисую на песке носик и глаза в кружке. Это солнце яркое, Желтое и жаркое»- дорисовываем руками лучи, глаза и т. д.
Раздел III. Дополнительные возможности при рисовании песком.
Урок 5. Дополнительные инструменты рисования песком.
Не у всех по состоянию здоровья имеется возможность работать руками, но это не лишает возможности заниматься песочным рисованием. Очень много предметов можно применить, как инструмент рисования песком. Не меньше, чем рисование красками.
1). При способе «рисуем темным по светлому» :
а). Совок,
б). Сито,
в). Трубочки,
г). Листок,
д). Шаблон,
е). Трафарет,
ж). Цветной фон,
з). По выбору многое др.
2). При способе «рисуем светлым по темному» :
а). Стеки,
б). Кисточки,
в). Предметы быта,
г). Игрушки,
д).Трубочки,
е). Губки,
ж). Цветной фон,
з). По выбору многое др.
Раздел IV. Задания на практическую часть курсов «Рисование песком для начинающих!»
Урок 6. "Сюжетное рисование по тексту"
Темы рисунков:
1. «Военная тема»,
2. «Тема семьи».
Урок 7. "Сюжетное рисование по музыке"
Темы рисунков:
1. «Музыка леса»
2. «Времена года»
3. «Веселый зоопарк» (по весёлой музыке)
4. «Сказочные герои» (по выбранной музыке)
5. «Прекрасное рядом» (по выбранной музыке)
Урок 8. "Сюжетное рисование по заданной теме"
Темы рисунков:
1. «Сказочные птицы»
2. «Цветы тоже бывают разными»
3. «Два зонтика и его друзья»
4. «Город сновидений»
5. «Разноцветная сказка»
6. «Морские водоросли и другие морские таинства»
7. «Ураган»
Урок 9. "Сюжетное рисование на выбор «по музыке, тексту или замыслу»
Темы рисунков:
1. «Радуга над …»
2. «Загадочный космос»
3. «На другой планете»
4. «Война всегда война» (военные действия)
5. «След войны» (послевоенные действия)