Инна Фаррахова
Мастер-класс «Речевая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевая готовность ребенка к школе»
Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.
Публикация «Мастер-класс „Речевая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и взрослыми.
Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.
Все предпосылки к овладению учебной деятельностью формируются задолго до поступления в школу.
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи:
1. Правильное произношение всех звуков.
• к 6 годам ребенок должен четко и внятно произносить все звуки речи;
• уметь говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
2. Умение различать звуки речи на слух и владеть навыками звукового анализа и синтеза. В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав.
Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность:
• определять и выделять наличие звука в слове («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»);
• выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»);
• определять место звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»);
• называть все звуки в слове по порядку («Назови все звуки по порядку в слове КОТ»);
• называть количество звуков в слове («Сколько звуков в слове МАК»);
• называть слова с заданным звуком («Назови слова на звук [с]»);
• составлять слова из звуков («Составь слово из звуков [н] [о] [с];
• знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.
3. Словарный запас. Готовность ребенка к школе определяется, в частности, словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т. д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.
Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:
• в своей речи ребенок должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);
• подбирать синонимы (идти-шагать, смелый-храбрый, путник-странник, антонимы (маленький-больльшой, добрый-злой, умный-глупый, омонимы (се ло (солнце) — село, па рить в бане — пари ть в воздухе, за мок (феодала) — замо к дверной);
• понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты);
• подбирать обобщающие понятия для группы предметов (шапка, шляпа, панама – это головной убор, осина, тополь, береза – это деревья, скрипка, дудочка, баян – это музыкальные инструменты);
• знать детёнышей животных (у овцы –ягненок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок) и т. д. ;
• владеть навыками словообразования, словоизменения.
4. Сформированность грамматического строя речи. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения
• правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ключ-ключик, звезда-звездочка, мяч - мячик);
• образовывать слова в нужной форме;
• образовывать прилагательные от существительных (шкаф из дерева, какой шкаф? – деревянный шкаф, машина из железа, какая машина? - железная машина, шапка из шерсти –шерстяная шапка);
• изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам;
• понимать и употреблять предлоги;
• согласовывать числительные и прилагательные с существительными (один красный карандаш, пять чистых окон, десять белых ромашек).
5. Связная речь. Это развернутое высказывание, которое ребенок использует для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс обучения оказывается крайне затруднительным.
Ребё нок должен уметь:
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки, сохраняя последовательность и смысл;
• составлять рассказ по сюжетной картинке;
• составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
• отвечать на вопросы по тексту;
• уметь последовательно и точно строить пересказ, рассказ;
• точно использовать слова по тексту;
• грамматически-правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения;
• правильно формулировать основную мысль.
6. Мелкая моторика рук. Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликация, лепка, плетение, вырезание ножницами и т. д.).
7. Речевая коммуникация
• ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
• уметь слушать и понимать речь;
• строить общение с учетом ситуации;
• легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
• ясно и последовательно выражать свои мысли;
• пользоваться формами речевого этикета.
Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды. На дошкольной ступени образования формируются качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Спасибо за внимание!