Анна Соболева
Мастер класс «Развитие воображения, творчества, креативности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-лекция.
Воображение — свойство человеческого разума, позволяющее нам воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда и никак не воспринимали.
Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
Публикация «Мастер класс „Развитие воображения, творчества, креативности“» размещена в разделах
Воображение — это важнейшая ВПФ, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Альберт Эйнштейн считал, что воображение важнее, чем знание.
Самый благоприятный период для развития воображения — это именно дошкольный возраст. Вместе с тем, долгое время обучение строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бываеточень затруднительно. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию и образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Принято выделять активное и пассивное воображение.
Активное воображение –целеноправленное, обязательно сопровождающиеся волевыми усилиями.
Пассивное воображение – образы возникают помимо воли и желания человека
К видам активного воображения относятся :
• Творчество–процесс создания новых продуктов деятелности.
• Фантазия–создание нереальных образов, далеких от реальной действительности
• Мечта–создание образов, связанных с предполагаемым будущим.
К видам пассивно воображения относятся :
• Грезы–возникновение спонтанных образов в момент бодрствования
• Сновидения–непроизвольное создание образов в процессе сна.
Творчество — это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.
Творчество означает созидание нового.
Процесс творчества обусловлен особым видом мыслительной деятельности — творческим мышлением.
Способность человека к творческому мышлению называют креативностью.
Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее, как говорил Торранс.
Креативность предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
Анализ возрастных особенностей, обуславливающих возможность творческого мышления.
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.
Дети при поступлении в школу должны уметь следовать инструкциям взрослого. Исследования показывают, что креативный потенциал даже у шести-, семилетнего ребенка значительно выше, чем у взрослого. Но вместе с тем важно не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться, иначе оно не обеспечит ребенку реальных творческих достижений в будущем.
Поэтому педагогам и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества, создавать условия для процесса творческого мышления, создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, которым сопровождается процесс создания нового в любом виде деятельности. В отношении детей нужно следовать девизу: «Инициатива не наказуема».
Внешние проявления творческого развития многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие речи и мышления, как ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счетом, как любознательность ребенка, как его исследовательская активность.
Конечно, процесс творчества, являясь высшей степенью развития воображения, для детей дошкольного возраста еще не всегда подвластен. Но создать условия для развития творческого мышления нужно уже в старшем дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, она будет загублена в последующие годы. Даже такие просты предложения со стороны взрослого смогут способствовать созданию условий для развития творческого мышления :
Попробуй по- другому ответить на вопрос.
Попробуй придумать окончание сказки.
Дорисуй картинку, чтобы получилось что-нибудь новое.
Чем больше творческих действий будет совершать ребенок, чем существенней рост креативности. Это способствует у него появлению таких качеств личности, как неуязвимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Условия, стимулирующие развитие творческого мышления :
ситуации незавершенности способствуют развитию открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
разрешение и поощрение множества вопросов
стимулирование ответственности и независимости
акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах
внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.
Развитию креативности ребенка препятствуют следующие черты взрослых:
боязнь риска,
стремление к успеху во что бы то ни стало,
жесткие стереотипы в мышлении и поведении,
неодобрительные оценки воображения, фантазий, исследований,
преклонение перед авторитетами.
Целостный процесс умственного развития ребенка включает в себя, наряду с развитием мышления и развитие творческих способностей.
К действиям воображения относится следующие (даны в последовательности формирования их у детей) :
действия опредмечивания, когда ребенок на основе одной детали может создать целостный образ предмета действительности;
действия «детализации», когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями,
действия «включения», когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа. (формируется к старшему дошкольному возрасту).
Анализ результатов выявления творческого потенциала воспитанников группы.
Чаще всего таких детей можно заметить в ходе обычных педагогических наблюдений. Эти дети имеют свое мнение, они равнодушны к внешней оценке, очень независимы, самодостаточны.
Так же существуют различные методики, выявляющие творческие способности, творческую одаренность воспитанников. Например тест креативности Торранса, рисуночная методика «Несуществующее животное».
Темп работы — уровень работоспособности — тоже может оказывать влияние на процесс творческого мышления, так как по уровню работоспособности определяются наклонности ребенка, его индивидуальные возможности. Хотя медленный, средний или высокий темп работы не всегда обуславливают возникновение, формирование и развитие творческого потенциала в ребенке.
Оценка уровня творческих работ дошкольников.
Положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.
Для определения уровня творческих работ разработаны правила. Используя данные правила, педагог не только может определить, насколько развито воображение дошкольника, но и имеет уникальную возможность позитивной оценки каждой работы по тому или иному показателю развития творческого воображения, что, в свою очередь, формирует у ребенка устойчивый интерес к созданию нового.
1. Оригинальность работы определяется на основе сравнения с работами других детей группы, выполнявших это же задание.
Оригинальность определяется по четырем основным критериям:
новизна,
убедительность
гуманность
художественная ценность на доступном дошкольнику уровне
Каждый критерий можно рассматривать на нескольких уровнях
НОВИЗНА
1 уровень. Прототип аналогичен ранее встречавшемуся в опыте ребенка.
2 уровень. Прототип изменен, но отсутствует качественно новая идея.
3 уровень. Прототип изменен так, что появляется качественно новая идея.
4 уровень. Какой-либо прототип отсутствует. Появляется совершенно новая идея.
УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ
1 уровень. Идея (сюжет, ситуация) только фиксируется, но не раскрывается
2 уровень. Ребенок с достаточной степенью достоверности обьясняет, как появился фантастический образ, с кем или чем взаимодействует.
ГУМАННОСТЬ.
Предполагает анализ взаимоотношений и взаимодействий вымышленного обьекта с окружающим миром с т. з. созидания.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ творческого продукта определяется уровнем использования образных средств, доступных дошкольнику. (На что похож голос? Использование разных деталей для украшения.
Тест "Несуществующее животное" — направлен на исследование личности детей. Может использоваться при работе с детьми от 4,5—5 лет и старше.
Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. конечно, Один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Взрослому же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.