Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театра оригами»

Марина Янчук
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театра оригами»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта применения театра оригами в развитии творческих способностей детей.

Задачи мастер-класса :

1. Расширить знания педагогов об использовании техники оригами при формировании творческих способностей детей.

Публикация «Мастер-класс „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театра оригами“» размещена в разделах

2. Познакомить и заинтересовать педагогов приемами выполнения театральных кукол в технике оригами.

3. Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

Ожидаемые результаты мастер-класса :

1. Понимание его участниками сути технологии театра - оригами.

2. Практическое освоение ими навыков работы с детьми в рамках транслируемого опыта.

3. Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.

4. Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре посредством театра оригами.

Целевая аудитория мастер-класса : воспитатели

План проведения мастер-класса :

1. Выделение проблемы.

2. Актуализация знаний.

3. Презентация опыта работы.

4. Интерактивная часть. Выполнение педагогами в паре героев сказки «Три поросенка» в технике оригами, с помощью схем.

5. Мини-спектакль с фигурками оригами в исполнении педагогов.

6. Рефлексия собственного профессионального мастерства.

Дидактические материалы:

1. Набор разноцветной бумаги формата А3

2. Фломастеры

3. Простые карандаши

4. Клей

5. Ножницы

6. Декоративные глазки

Ход мастер-класса :

1. Выделение проблемы.

К чему самостоятельно мастерить фигурки из бумаги? Ведь в магазинах богатейший выбор самых разных игрушек на любой вкус. Почему именно из бумаги? Ведь это такой недолговечный материал? Давайте разбираться по порядку!

Действительно, в магазине игрушек нетрудно подобрать подходящую и по цене и по назначению забавную вещицу. Одна беда — сделаны они не вами. Может быть, это и хорошо — не надо тратить собственные силы. Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, то откуда это умение возьмется потом, когда подрастешь?

Одни из первых слов, которые произносит ребенок, — «Я сам!». Все ему хочется сделать самому. Но это не так просто! Шнурки ботинок так и выползают из пальцев. Похожие буквы играют в прятки и никак не хотят собираться в слова. Намыленная чашка так и норовит выскочить из рук, а пуговицы не хотят лезть в дырочки! Даже сделать обычный квадратик и аккуратно сложить его пополам — для дошкольника задача не из легких!

Чтобы покорить себе вещи, необходимо потрудиться. Зато все, сделанное своими руками, во стократ милее сердцу. Милее и полезнее, чем готовые игрушки.

Из чего же их делать? Дерево слишком твердое, а глина вязкая и липкая, ее надо обжигать. Кусочки кожи и материи для мягких игрушек надо где-то найти, да шить надо учиться! Выход из этой ситуации очень простой. Возьмите самый доступный и дешевый материал — бумагу!

2. Актуализация знаний.

В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблемы развития творческой личности. Изучение интересующей меня проблемы я проводила в русле концепции развития творческих способностей посредством театра оригами.

Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Слово «Оригами» - японское. В переводе оно означает – «сложенная бумага», а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций.

Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство. Они помогают улучшить двигательные возможности рук дошкольника и подготовить его к овладению техникой письма. Для освоения и занятий искусством оригами необходимы внимание, память, воображение, сообразительность. У детей занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, или подарены к празднику. При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних.

3. Опыт работы.

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, поэтому складывание фигур сопровождаю пояснениями, точно определяющими действия, и провожу в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Мной было отмечено, что после прочтения художественной литературы, у детей возникает желание сделать героев произведения, для дальнейшего применения их в театрализованной деятельности.

Занимаясь с детьми дошкольного возраста, показываю, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого вначале сама осваиваю сборку той или иной модели. Изготовление фигурки начинаю с показа качественно выполненного образца, чтобы заинтересовать детей.

Медленно показываю каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем -малочисленней группа занимающихся одновременно детей.

Свою работу начинаю со средней группы. Учу складывать квадрат пополам и по диагонали, несложные фигуры. Знакомлю с простейшими схемами и условными обозначениями. Таким образом, дети осваивают первые важнейшие приемы складывания. Прежде чем приступить к конструированию игрушек, необходимо отработать с детьми самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь научить аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. На первом этапе каждый ребенок работает индивидуально, с непосредственным руководством педагога. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен сам уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Начиная со старшего возраста, обучаю складывать персонажей из сказок самостоятельно, применяя полученные ранее знания схем и условных обозначений. После овладения необходимыми умениями детьми предлагаю усложнение, работа в парах с бумагой большего формата.

От полученной фигурки ребенку должно быть радостно. Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятие дома. Ребенок должен получать радость от занятий, радость оттого, что у него все получилось. Поэтому, сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок.

Так почему театр техникой оригами?

Во-первых, потому, что его можно легко и просто сотворить своими руками, с использованием доступного материала, а куклы не занимают много места для хранения.

Во-вторых, в изготовление персонажей вовлекаюся все детей, тем самым побуждаю к активному взаимодействию, общению в различных ситуациях, развивая речь и умение активно строить диалог.

В третьих совершенствовать конструктивные умения и навыки предлагается на бумаге разных форматов.

Работа над спектаклем состоит из двух частей:

1. Подготовка кукол, ширмы и декораций;

2. Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

4. Памятка педагогу об основных правилах в работе.

1. Внимательно рассмотрите и запомните все условные обозначения. Детям дошкольного возраста схемы сборки игрушек не даются. Игрушка собирается по последовательному показу взрослого, а впоследствии собирается ребенком по памяти. Не стоит ставить перед собой цель обучить дошкольников большому количеству изготовления игрушек, главное — участие ребенка в работе. Не забудьте: для полного запоминания ребенком последовательности сборки игрушки необ-ходимо осуществить показ изготовления игрушки несколько раз.

2. Первые работы делайте из белой бумаги, так как на ней лучше видны линии сгиба и вам легко будет следить за чертежом и ходом работы.

3. Складывание игрушки производите на столе, так как вы должны пальцами сильно нажимать на линии сгиба. При этом, чем точнее будете делать, тем удачнее получится игрушка.

4. Крупные работы выполнять легче, чем мелкие.

5. При необходимости линии сгиба можно пометить карандашом.

6. Во время работы внимательно смотрите на чертежи и условные обозначения. Схема каждой модели построена по принципу: одно действие — один рисунок.

7. Двигайтесь постепенно, не забегайте вперед, и все будет хорошо. Схемы и последовательность размещения игрушек в располагаются от простого к сложному. Если при изготовлении игрушки все же запутаетесь, лучше начните сначала — это самый короткий путь.

Условные обозначения.

Перед началом работы познакомьтесь с несложными значками, с помощью которых записывается схема складывания любого изделия в технике оригами. Не надо зубрить их наизусть — они без труда запомнятся сами в процессе работы.

4. Выполнение педагогами в паре героев сказки «Три поросенка» в технике оригами, с помощью схем.

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверно, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик

Символом счастья – бумажный кораблик.

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю попробовать выучить технику «оригами» и с помощью технологических карт сложить персонажей сказки «Три поросенка». Работать нужно будет в парах, использую бумагу формата А 3.

Для создания нам потребуются следующие инструменты и материалы:

• цветная бумага;

• простой карандаш;

• ножницы;

• клей;

фломастеры.

5. Мини-спектакль с фигурками оригами в исполнении педагогов.

Фокус – группе предлагается организовать показ сказки «Три поросенка».

6. Рефлексия собственного профессионального мастерства.

Таким образом, театр на основе оригами можно изготовить к любой читаемой в группе сказке и обыгрывать во время чтения. Все получается весело и интересно, а самое главное очень увлекательно для детей. К тому же сделанные своими руками игрушки принесут детям массу удовольствия, ведь в них вложено столько труда!

В Япони в каждом доме обязательно есть шар, сделанный своими руками. «Касудама». Это шар, приносящий счастье, как ласково называют его. У нас в группе тоже есть такой шар.

Я предлагаю Вам держа его в руках закончить следующие предложения:

Мне понравилось на мастер-классе…

Для меня новым было …

Хочу пожелать ведущему мастер-класса …

Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов".

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечёт интересное дело.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театра оригами»
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 21:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театра оригами»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Янчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД