Татьяна Дударева
Мастер-класс «Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через тико — моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
1.1. Обоснование выбора технологии, метода
Современный процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики образовательного процесса с целью повышения его качества. С этой целью дошкольные группы школы присоединились к апробации и внедрению парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров». В рамках реализации этой программы на базе школы работает кружок «ТИКО – мастера», где внедряем технологию тико – моделирования, автор которой Ирина Викторовна Логинова.
Публикация «Мастер-класс „Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через тико — моделирование“» размещена в разделах
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников. И сегодня я постараюсь показать вам достоинства конструктора ТИКО, на основе которого возможно комплексное оснащение воспитательно – образовательного процесса в детском саду, а также эффективно реализовать ФГОС ДО.
1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе
Основная идея технологии заключается в адаптации конструктора нового поколения исследовательско – технической направленности, способствующего научить конструировать самостоятельно и творчески, вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности, использование ТИКО – конструктора для развития технического творчества и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Актуальность данной технологии заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Благодаря данному конструктору дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида). Он дает возможность конструировать бесконечное множество моделей : от коврика, стула до космического корабля, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.
1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера
Автор технологии по тико – моделированию предполагает сначала реализацию модуля «Плоскостное модулирование», а затем «Объёмное моделирование». В ходе реализации технологии, отталкиваясь от интереса детей, их увлечённости и результатов деятельности, мы объединили два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». Цели и задачи обоих модулей реализуются одновременно и во взаимосвязи.
1.4. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи. И результатом реализации практики является то, что дети:
- различают и называют фигуры;
- конструируют плоские и объемные геометрические фигуры;
- ориентируются в пространственных понятиях;
- конструируют игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;
- имеют представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- конструируют объемные геометрические фигуры и объединяют их в единую сюжетную линию;
- воспринимают вербальную инструкцию и воспроизводят ее в конструктивных действиях;
- создают коллективные сюжетные композиции;
- взаимодействуют в парах и минигруппах при воплощении конструктивного замысла.
1.5. Определение проблем и перспектив в работе Мастера
Технология ТИКО – моделирования является новой развивающей технологией, и научная, методологическая база находится в процессе формирования. Поэтому на начальном этапе работы потребовалась кропотливая работа по сбору, систематизации материала, обучению педагогов, обновлению материально – технической базы (недостаточность финансирования).
В перспективе мы планируем пополнить нашу методическую оснащенность новыми комплектами Тико – конструкторов, вести работу ТИКО - моделирования в рамках образовательной программы «ТИКО – мастера», в реализацию которой включаются дошкольники средней группы.
2-й шаг. Представление системы работы.
2.1. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии
Для большей эффективности наша практика реализуется в различных формах организации детей:
- кружковая деятельность;
- как элемент занимательности деятельности детей (ТИКО выставки);
- при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;
- при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям
В работе с конструктором ТИКО я использую такие приемы: (показ папок)
- работа по образцу, рисунку, иллюстрации;
-незаконченный образец постройки;
- создание конструкций по заданным условиям;
- создание по схеме, по контурной схеме;
- создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор);
- создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу;
- устный диктант (графический диктант);
- «превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот;
- «прием замещения геометрических фигур»;
- творческое конструирование, создание сюжетных композиций.
А сейчас я Вас приглашаю совершить путешествие в большую и необычную страну под названием «ТИКО» и хочу Вам показать, несколько заданий с использованием деталей конструктора, и мы немного поконструируем.
Важно знать правила при соединении деталей: «Соединять детали надо под углом (показ). Сейчас предлагаю вам попробовать соединить детали конструктора (выполнение задания) Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается. И еще одно замечание: новые детали конструктора значительно труднее соединять друг с другом, чем детали, с которыми уже играли дети».
- Конструирование по полной схеме (схема, это когда все детали прорисованы). Попробуйте собрать плоскостную модель согласно этой схеме.
Усложняем задание, раскрашиваем, соотнося тем деталям, которые использовали в постройке модели.
- Конструирование по контурной схеме более сложная конструкция.
Вы должны догадаться, какие надо взять фигуры. В этой деятельности развивается вариативное и комбинаторное мышление. Остаётся только расчертить эту контурную схему. Возьмите любой карандаш и обозначьте фигуры. Теперь собираем модель. Её можно превратить в объёмную. Для этого нужно построить точно такую же фигуру. Предлагается педагогам собрать жирафа, 2 педагога делают одного, соединив их между собой квадратами или прямоугольниками.
3-й шаг. Описание имитационной игры (либо другой формы).
3.1. Учитель-Мастер описывает занятие со слушателями через описание демонстрируемых приемов эффективной работы с воспитанниками
Сейчас предлагаю провести занятие с применением одного интересного приёма «Пространственный диктант». Для этого нам надо разделиться на две команды участников: одни будут воспитанниками, другие экспертами. Эксперты должны оценить, справились ли дети с заданием, и какие процессы развивались в процессе данной деятельности.
Вы заранее не знаете, какую фигуру будете строить.
Я даю словесную инструкцию. «Найдите детали: пятиугольник – 1, треугольник остроугольный – 1, квадрат маленький – 3, треугольник маленький равносторонний – 4.
Задание:
- Соедините три квадрата один за другим. Расположите фигуру горизонтально.
- К первому квадрату сверху прикрепите пятиугольник, снизу равносторонний треугольник.
- К пятиугольнику сверху прикрепите два равносторонних треугольника.
- К третьему квадрату снизу прикрепите равносторонний треугольник, справа - остроугольный треугольник». Что получилось? Это кот. Можете дать ему имя. Можно оживить кота глазками, носиком, усами.
Давайте послушаем экспертов.
3.2. Описывает роль слушателей, одновременно играющих две роли: воспитанников и экспертов, присутствующих на открытом занятии
В процессе данной деятельности слушатели - воспитанники получили практический опыт: закрепили названия геометрических фигур, свойства фигур, развивалась мелкая моторика, алгоритм действий и. т. д.
Слушатели – эксперты смогли оценить преимущества данного конструктора – универсального средства для развития детей. Это увлекательный материал для практической деятельности детей. Это огромная возможность для творческой самореализации как детей в создании моделей, так и педагогов в создании методических разработок, пособий и всего прочего.
4-й шаг. Моделирование.
4.1. Описание самостоятельной работы слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме технологии занятия мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею)
Сейчас предлагаю воспользоваться методическими материалами, находящимися в папках, и разработать собственную модель занятия в рамках технологии и в режиме нашего занятия.
А затем мы с Вами вместе сделаем выводы о выполненной работе. Если есть вопросы, вы можете их задавать, я проконсультирую по любому вопросу.
4.2. Описание вариантов обсуждения авторских моделей занятия
Конструктор ТИКО развивает :
Т – творческие умения
И – интеллектуальные умения
К – коммуникативные умения
О – организаторские и оценочные умения
Я предлагаю обсудить модели занятий по таким вариантам:
- способствует ли данное занятие развитию творческих умений?
- способствует ли данное занятие развитию интеллектуальных умений?
- способствует ли данное занятие развитию коммуникативных умений?
- способствует ли данное занятие развитию организаторских и оценочных умений?
5-й шаг. Рефлексия.
5.1. Описание обсуждения, дискуссии по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей, достижения целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью
Итак, я постаралась показать Вам возможности использования ТИКО конструктора для развития технического творчества и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. Была ли наша с вами работа конструктивной? Получили ли вы опыт, который сможете применить в процессе своей работы по развитию технического творчества и конструктивной деятельной?
6-й шаг. Результат
6.1. Описание продукта совместной деятельности (в этом случае, модель занятия, которую разработал участник мастер-класса под руководством Мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности)
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если Вам понравился мастер-класс, и вы сможете применить модель занятия в практике собственной деятельности – возьмите фигуру треугольник. Ну, а если это всё Вас совсем не тронуло – выберите четырехугольник. Выбранные фигуры прошу положить в эту коробочку, чтобы я могла проанализировать свою работу по завершению.
Спасибо Вам, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!