Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через тико — моделирование»

Татьяна Дударева
Мастер-класс «Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через тико — моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1. Обоснование выбора технологии, метода

Современный процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики образовательного процесса с целью повышения его качества. С этой целью дошкольные группы школы присоединились к апробации и внедрению парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров». В рамках реализации этой программы на базе школы работает кружок «ТИКО – мастера», где внедряем технологию тико – моделирования, автор которой Ирина Викторовна Логинова.

Публикация «Мастер-класс „Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через тико — моделирование“» размещена в разделах

Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников. И сегодня я постараюсь показать вам достоинства конструктора ТИКО, на основе которого возможно комплексное оснащение воспитательно – образовательного процесса в детском саду, а также эффективно реализовать ФГОС ДО.

1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе

Основная идея технологии заключается в адаптации конструктора нового поколения исследовательско – технической направленности, способствующего научить конструировать самостоятельно и творчески, вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности, использование ТИКО – конструктора для развития технического творчества и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Актуальность данной технологии заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Благодаря данному конструктору дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида). Он дает возможность конструировать бесконечное множество моделей : от коврика, стула до космического корабля, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.

1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера

Автор технологии по тико – моделированию предполагает сначала реализацию модуля «Плоскостное модулирование», а затем «Объёмное моделирование». В ходе реализации технологии, отталкиваясь от интереса детей, их увлечённости и результатов деятельности, мы объединили два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». Цели и задачи обоих модулей реализуются одновременно и во взаимосвязи.

1.4. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии

Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи. И результатом реализации практики является то, что дети:

- различают и называют фигуры;

- конструируют плоские и объемные геометрические фигуры;

- ориентируются в пространственных понятиях;

- конструируют игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;

- имеют представление о правилах составления узоров и орнаментов;

- конструируют объемные геометрические фигуры и объединяют их в единую сюжетную линию;

- воспринимают вербальную инструкцию и воспроизводят ее в конструктивных действиях;

- создают коллективные сюжетные композиции;

- взаимодействуют в парах и минигруппах при воплощении конструктивного замысла.

1.5. Определение проблем и перспектив в работе Мастера

Технология ТИКО – моделирования является новой развивающей технологией, и научная, методологическая база находится в процессе формирования. Поэтому на начальном этапе работы потребовалась кропотливая работа по сбору, систематизации материала, обучению педагогов, обновлению материально – технической базы (недостаточность финансирования).

В перспективе мы планируем пополнить нашу методическую оснащенность новыми комплектами Тико – конструкторов, вести работу ТИКО - моделирования в рамках образовательной программы «ТИКО – мастера», в реализацию которой включаются дошкольники средней группы.

2-й шаг. Представление системы работы.

2.1. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии

Для большей эффективности наша практика реализуется в различных формах организации детей:

- кружковая деятельность;

- как элемент занимательности деятельности детей (ТИКО выставки);

- при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;

- при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям

В работе с конструктором ТИКО я использую такие приемы: (показ папок)

- работа по образцу, рисунку, иллюстрации;

-незаконченный образец постройки;

- создание конструкций по заданным условиям;

- создание по схеме, по контурной схеме;

- создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор);

- создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу;

- устный диктант (графический диктант);

- «превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот;

- «прием замещения геометрических фигур»;

- творческое конструирование, создание сюжетных композиций.

А сейчас я Вас приглашаю совершить путешествие в большую и необычную страну под названием «ТИКО» и хочу Вам показать, несколько заданий с использованием деталей конструктора, и мы немного поконструируем.

Важно знать правила при соединении деталей: «Соединять детали надо под углом (показ). Сейчас предлагаю вам попробовать соединить детали конструктора (выполнение задания) Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается. И еще одно замечание: новые детали конструктора значительно труднее соединять друг с другом, чем детали, с которыми уже играли дети».

- Конструирование по полной схеме (схема, это когда все детали прорисованы). Попробуйте собрать плоскостную модель согласно этой схеме.

Усложняем задание, раскрашиваем, соотнося тем деталям, которые использовали в постройке модели.

- Конструирование по контурной схеме более сложная конструкция.

Вы должны догадаться, какие надо взять фигуры. В этой деятельности развивается вариативное и комбинаторное мышление. Остаётся только расчертить эту контурную схему. Возьмите любой карандаш и обозначьте фигуры. Теперь собираем модель. Её можно превратить в объёмную. Для этого нужно построить точно такую же фигуру. Предлагается педагогам собрать жирафа, 2 педагога делают одного, соединив их между собой квадратами или прямоугольниками.

3-й шаг. Описание имитационной игры (либо другой формы).

3.1. Учитель-Мастер описывает занятие со слушателями через описание демонстрируемых приемов эффективной работы с воспитанниками

Сейчас предлагаю провести занятие с применением одного интересного приёма «Пространственный диктант». Для этого нам надо разделиться на две команды участников: одни будут воспитанниками, другие экспертами. Эксперты должны оценить, справились ли дети с заданием, и какие процессы развивались в процессе данной деятельности.

Вы заранее не знаете, какую фигуру будете строить.

Я даю словесную инструкцию. «Найдите детали: пятиугольник – 1, треугольник остроугольный – 1, квадрат маленький – 3, треугольник маленький равносторонний – 4.

Задание:

- Соедините три квадрата один за другим. Расположите фигуру горизонтально.

- К первому квадрату сверху прикрепите пятиугольник, снизу равносторонний треугольник.

- К пятиугольнику сверху прикрепите два равносторонних треугольника.

- К третьему квадрату снизу прикрепите равносторонний треугольник, справа - остроугольный треугольник». Что получилось? Это кот. Можете дать ему имя. Можно оживить кота глазками, носиком, усами.

Давайте послушаем экспертов.

3.2. Описывает роль слушателей, одновременно играющих две роли: воспитанников и экспертов, присутствующих на открытом занятии

В процессе данной деятельности слушатели - воспитанники получили практический опыт: закрепили названия геометрических фигур, свойства фигур, развивалась мелкая моторика, алгоритм действий и. т. д.

Слушатели – эксперты смогли оценить преимущества данного конструктора – универсального средства для развития детей. Это увлекательный материал для практической деятельности детей. Это огромная возможность для творческой самореализации как детей в создании моделей, так и педагогов в создании методических разработок, пособий и всего прочего.

4-й шаг. Моделирование.

4.1. Описание самостоятельной работы слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме технологии занятия мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею)

Сейчас предлагаю воспользоваться методическими материалами, находящимися в папках, и разработать собственную модель занятия в рамках технологии и в режиме нашего занятия.

А затем мы с Вами вместе сделаем выводы о выполненной работе. Если есть вопросы, вы можете их задавать, я проконсультирую по любому вопросу.

4.2. Описание вариантов обсуждения авторских моделей занятия

Конструктор ТИКО развивает :

Т – творческие умения

И – интеллектуальные умения

К – коммуникативные умения

О – организаторские и оценочные умения

Я предлагаю обсудить модели занятий по таким вариантам:

- способствует ли данное занятие развитию творческих умений?

- способствует ли данное занятие развитию интеллектуальных умений?

- способствует ли данное занятие развитию коммуникативных умений?

- способствует ли данное занятие развитию организаторских и оценочных умений?

5-й шаг. Рефлексия.

5.1. Описание обсуждения, дискуссии по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей, достижения целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью

Итак, я постаралась показать Вам возможности использования ТИКО конструктора для развития технического творчества и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. Была ли наша с вами работа конструктивной? Получили ли вы опыт, который сможете применить в процессе своей работы по развитию технического творчества и конструктивной деятельной?

6-й шаг. Результат

6.1. Описание продукта совместной деятельности (в этом случае, модель занятия, которую разработал участник мастер-класса под руководством Мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности)

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если Вам понравился мастер-класс, и вы сможете применить модель занятия в практике собственной деятельности – возьмите фигуру треугольник. Ну, а если это всё Вас совсем не тронуло – выберите четырехугольник. Выбранные фигуры прошу положить в эту коробочку, чтобы я могла проанализировать свою работу по завершению.

Спасибо Вам, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Мастер-класс «Моделирование панно «Смородина» из пластилина с элементами рисования» для совместного творчества дошкольниковМастер-класс «Моделирование панно «Смородина» из пластилина с элементами рисования» для совместного творчества дошкольников Описание: данный мастер-класс предназначен для детей дошкольного возраста, педагогов дошкольного и дополнительного образования, родителей.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников»Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование.

Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование»Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование» Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование» Работа по второй годовой задаче ДОУ проводилась.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через тико — моделирование»
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 18:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через тико — моделирование»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дударева (УИ 1097901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД