леонида кушнир
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Мастер – класс «Развитие связной речи
у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Кушнир Л. А. Высшая квалификационная категория.
Задачи:1 Поделиться опытом работы по развитию у детей связной речи.
2 Показать уровень навыков речевого развития у детей.
Публикация «Мастер-класс „Развитие связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3 Показать методику обучения детей рассказыванию по мнемотаблице, методику обучения пересказу, методику обучения составлению описательных рассказов.
4Совершенствовать знания и умения педагогов по развитию у детей связной речи.
Мероприятия мастер-класса
1Занятие по развитию связной речи с детьми средней группы «Поможем Буратино».
2Творческая мастерская с педагогами.
3Презентация мастер-класса.
На занятии «Поможем Буратино» были поставлены следующие задачи:
- формирование умения отвечать на вопросы полным предложением --д/и «Кто что делает?»,
- обучение детей составлению описательных рассказов по образцу- д/и «Рассказываем поочередно»,
-обучение пересказу по рассказу В. Бианки «Лис и мышонок»,дети пересказывают, используя диалогическую речь,
- формирование умения составлять описательный рассказ о зиме с использованием мнемотаблицы, упражнение в подборе прилагательных, пополнение и активизация словаря детей.
Творческая мастерская с педагогами
Задачи :Предложить педагогам для работы с детьми по развитию связной речи ряд д/ игр и упражнений:
1 Д/и «Узнай по описанию»,
2Д/и «Кто же, кто же, кто же я, расскажите мне, друзья»,
3Рассказ по схеме,
4Моделирование сказок,
5Д/и «Расскажем сказку по схеме».
6Д/и «Кубик с вопросами».
Все игры и упражнения были проанализированы, в некоторые игры поиграли с педагогами.
Конспект занятия по развитию связной речи в
средней группе.
Тема: «Поможем Буратино».
Задачи: Учить детей правильно отвечать на вопросы, составлять предложения по картинкам. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы по образцу и плану (мнемотаблице).Упражнять детей в подборе прилагательных,пополнять и активизировать словарь детей. Закреплять правильное произношение звуков –ж, -ш, -р. Развивать все компоненты устной речи : лексику, грамматический строй, связную речь. Воспитывать культуру речи.
1Ребята, сегодня мы с вами будем учиться рассказывать, отвечать на вопросы.. . _Ой, ой, ой, подождите меня! (Вбегает Буратино). Я тоже хочу с вами научиться правильно отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, а то меня в школу не возьмут!Вы меня научите всему?
Ребята, поможем Буратино, научим его и предложения составлять и рассказы, и на вопросы правильно отвечать?
Давайте тогда поиграем в игру «Кто что делает?» Дети составляют предложения по картинкам.
2 Ребята,а теперь давайте научим Буратино рассказывать поочередно.
Д/и «Рассказываем поочередно». Дети рассказывают о животных (корове и лошади) поочередно с воспитателем. – Это корова,домашнее животное. - А это лошадь, тоже домашнее животное.
3 А сейчас послушайте рассказ В. Бианки «Лис и Мышонок». (Чтение)
Беседа с детьми:--- Как называется рассказ?--- Что делал Мышонок?--- Какие комнатки были у него в норке? (кладовочка, спаленка)
А теперь послушайте еще раз внимательно рассказ и потом мы будем его пересказывать. (Повторное чтение и пересказ детей с использованием диа-лога.)
4 Д/и «Интервью»
--- Ребята, давайте научим Буратино задавать вопросы и отвечать на них. (Дети с микрофоном задают друг другу вопросы и отвечают на них --- Как тебя зовут? – Сколько тебе лет? --- Какие у тебя есть игрушки?).
5 Физкультминутка.
Буратино,мы приглашаем тебя на коврик выполнить веселые упражнения и научиться правильному произношению звуков:
--- Вышли уточки на луг, кря—кря---кря, кря ---кря ---кря,
---Пролетел веселый жук, ж--- ж---ж, ж---ж --- ж,
--- Гуси шеи выгибают, га --- га --- га, га --- га --- га,
--- Их собачка догоняет, р --- р --- р, р --- р --- р,
---Зашептал в воде камыш, ш--- ш --- ш, ш --- ш --- ш,
--- И опять настала тишь, ш ---ш --- ш, ш --- ш --- ш.
6 --- Ребята, сейчас мы расскажем Буратино о зиме.
--- Давайте вспомним, какие вы знаете слова о зиме?
Д /и «Зимние слова». (снег, лед, снеговик,мороз)
--- А теперь ответьте на вопрос : «Зима какая?» (холодная,белоснежная, морозная…)
--- Рассказ о зиме нам поможет составить мнемотаблица.
Дети составляют рассказы с помощью мнемотаблицы.
7--- Ребята, я думаю, Буратино многому у нас сегодня научился. А теперь нам пора прощаться с ним. А вы все молодцы!
Творческая мастерская с педагогами
Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Развитие связной речи относится к образовательной области «Коммуникация». Содержание этой образовательной области направлено на овладение детьми способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
--- развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
--- развитие всех компонентов устной речи детей (лексического строя, грамматического, звуковой культуры речи,связной речи – диалогической и монологической форм).
--- практическое овладение нормами речи.
Для развития у детей связной речи необходимо:
-совершенствовать диалогическую речь, отвечать на вопросы и задавать их,
-развивать умение рассказывать: описывать предметы, игрушки,
-составлять рассказ по картине, по серии картинок,
-пересказывать отрывки или маленькие рассказы и сказки.
В дополнение к упражнениям и играм, которые были использованы на занятии с детьми, я хочу предложить вам еще ряд дидактических игр и упражнений для развития связной речи.
1 «Рассказ по схеме» - дети во время рассказа воспитателя на полосках зарисовывают основные моменты, эту схему используют потом как план для составления рассказа.
2 Д/и «Кто же, кто же, кто же я, расскажите мне, друзья». В этой игре один ребенок составляет описательный рассказ о животном, птице, насекомом, а другой ребенок отгадывает, о ком составлен рассказ.
3 Д/и «Внимание, внимание, потерялся ребенок». Дети отгадывают, о ком из них составлен описательный рассказ.
4 Д/и «Узнай по описанию». В этой игре нужно отгадать о ком или о чем составлен рассказ. Предварительно можно спрятать картинку в шкатулку.
5 Моделирование сказок. Предложить детям рассказать знакомую им сказку с помощью моделей-заместителей (геометрических фигур, подобранных по цвету).
Можно также с помощью моделей сочинять новые сказки.
6 Д/и «Расскажем сказку по схеме». Детям предлагается с помощью схемы рассказать знакомую сказку или придумать новую.
7 Д/и «Кубик с вопросами». Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались, например, в зимнем лесу (или в другом месте). Потом дети составляют описательный рассказ с помощью «Кубика с вопросами». На гранях кубика нарисованы : глаз (нужно рассказать о том, что можно увидеть в лесу зимой, ухо (что можно услышать, нос (запахи, рука (тактильные ощущения).
Потом педагоги поделились опытом своей работы по развитию связной речи у детей разного возраста.
Автор Кушнир Л. А. воспитатель д\с №21 г. Борисоглебска