Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков»

Людмила Иванова
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков»
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Подготовила: музыкальный руководитель высшей категории

Иванова Людмила Александровна

МДОАУ «Детский сад № 40 «Голубок» г. Орска»

Публикация «Мастер-класс „Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков“» размещена в разделах

Доброе утро, уважаемые коллеги. Я муз. руководитель детского сада № 40, Людмила Александровна Иванова, представляю вам свою тему: «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них певческих навыков».

Проработав в детском саду некоторое время, я пришла к выводу, что ведущее место в структуре музыкального занятия принадлежит пению.

У нас есть игры и хороводы с пением, танцы с пением, мы пропеваем приветственные песенки в начале занятия, игру на ДМИ также иногда сопровождает пение.

Пение наиболее близко и доступно детям.

Пение, вокализация приносит ребенку радость, удовольствие, раскрывает его эмоциональную сферу, помогает выразить эмоции, чувства. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, познают жанры музыки, учатся различать тембровые, звуковысотные и ритмические изменения в музыке, т. е. развивается их музыкальность.

Пение способствует развитию речи, мышления, памяти, совершенствованию артикуляционного аппарата и дикции. Оно так же оказывает благотворное влияние на физическое развитие детей : пение упражняет и развивает дыхание, естественным образом тренируются мышцы гортани, диафрагмы и голосовые связки.

И конечно же с помощью приобщения ребенка к культурному наследию нашего народа, нашей страны, мы воспитываем патриотизм, любовь к прекрасному.

Т. о. пение способствует наиболее целостному, гармоничному развитию ребенка.

Мы с вами знаем, что есть дети от природы музыкально одаренные, получившие в наследство от родителей певческие и музыкальные способности. А если у таких детей еще и благоприятная певческая среда в семье, то процесс обучения не так уж и важен, при таких условиях голос ребенка все равно будет развиваться. Но таких детей очень мало. В большинстве случаев, музыкальная среда в семьях организована неправильно. Дети поют песни, услышанные с экранов телевизоров, часто даже не понимая смысла песен. Очень мало поющих родителей, и тех, кто слушает дома классическую музыку. Порой родители не знают даже песенки популярных детских мультфильмов. Поэтому и дети не интересуются музыкой, не поют, а если и пытаются петь, то фальшиво, крича и надрываясь.

Для таких детей процесс обучения пению очень важен.

Пение предполагает широкий аспект навыков :

-Навык правильного дыхания (владение певческим дыханием);

- навык четкой и правильной артикуляции;

-навык чистого интонирования;

- навык пения в ансамбле.

В своей музыкальной деятельности в детском саду я всегда стремилась научить детей петь чётко, внятно, с любовью и настроением. А самое главное – красиво, с большой самоотдачей. Я сама очень люблю петь, и без труда могу увлечь пением своих воспитанников. Но для того, чтобы научить, сформировать необходимые умения, нужна теоретическая и методологическая база.

В настоящее время есть много интересных разработок и технологий, позволяющих формировать певческие навыки. Это и упражнения на развитие певческого дыхания, и развивающие голосовые игры, и музыкально-дидактические игры, и артикуляционные упражнения, и распевки, и различные песенные импровизации.

Я отобрала те методы которыми активно пользуюсь, и которые на мой взгляд наиболее эффективны в обучении детей пению. И сегодня я представляю их вашему вниманию.

1. В первую очередь, я напоминаю детям правила певческой установки, и постоянно контролирую их выполнение.

Певческая установка : сидеть (стоять) ровно; не сутулиться; корпус и шею не напрягать; голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения, опора на ноги.

Разученная на занятиях песенка «Петь приятно и удобно» муз. Л. Абелян, очень хорошо помогает детям контролировать осанку и положение тела во время пения.

«Петь приятно и удобно»

Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.

Раз, вдох и запел, птицей звук полетел,

Руки, плечи –все свободно, петь приятно и удобно.

Если хочешь стоя петь – головою не вертеть,

Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись,

Раз, вдох, и запел, птицей звук полетел,

Руки, плечи – все свободно, петь приятно и удобно!

2. Для овладения певческим дыханием нам нужны специальные упражнения.

Упражнения из дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.

Особенностями этой гимнастики являются активный форсированный вдох и практически незаметный пассивный выдох. Эта гимнастика тренирует и укрепляет дыхательную мускулатуру, ликвидирует неврозы и заикание.

- «Ладошки»

- «Погончики»

-«Обнимащки»

- «Повороты»

- «Насосы»

Другие упражнения на дыхание:

Упражнение «Гармошка»

Поросёнок восхищён! как гудит аккордеон.

Я бы хвостиком вертел, если бы играть умел!

Руки на рёбрах, вдыхаем –раздвигаем ребра, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш выжимая из лёгких воздух.

Упражнение «Колокола»

Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем «Бом-бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая воздух.

«Надувала кошка шар»

«Задуваем свечи»

3. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, т. к. четкая артикуляция- основа хорошей дикции. Необходимо использовать собственный показ работы языка, губ, челюстей. Например:

«Часы» - поворачивание сильно высунутого языка вправо и влево.

«Хомячок» - надувание щёк одновременно и т. п.

«Клоуны» - широко разводим губы в улыбке (веселый клоун, вытягиваем губы трубочкой (грустный, добавляем также мимику.

«Иголочки» -с сомкнутыми губами касаемся зыком попеременно правой и левой щеки.

«Кружочки» - с сомкнутыми губами рисуем кружки вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

«Лошадка» -цоканье языком.

«Бабка Ежка» - Подтягивание верхнюю гуу к десне, подтягиваем нижнюю губу к десне

«Обезьянка» - интенсивно кривляемся.

Нравятся детям артикуляционные упражнения в стихотворной форме, например «Жаба Квака» (комплекс упражнений для мягкого неба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала (зевают, широко раскрывая рот)

Травку сочную сжевала (жевательные движения)

Да водичку поглотала (делают глотательные движения).

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-э!

Ква-а-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Упражнение «Лягушки» (надо, чтобы вовремя упражнения рот раскрывался вертикально, нижняя челюсть опускалась максимально свободно)

Чьи там крики у пруда?

КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВАсу, КВАсу простоКВАши,

Надоела нам вода!

«Песня воробья»

Чио-чио,

Фью-фью-фью!

Чик-чирик,

Чью-чью-чью!

К артикуляционным упражнениям относят также и различные вибрации.

Упражнение «Веселый паровозик»

Нас веселый паровозик в путешествие увозит.

Делаем глубокий вдох, на выдохе «трещим» губами,

Словно пес, мотор рычит: «Остановка»-говорит.

Вдох, выдох на звуке «р».

4. Игры на развитие правильного звукообразования, на расширение возможностей голоса Автор В. Емельянов.

Все упражнения предусматривают игровые ситуации

1)Игра «Рано утром»

Рано утром на рассвете – «шу-шу-шу, шу-шу-шу»

То ли аист, то ли ветер – «шу-шу-шу, шу-шу-шу»

Пролетел среди берез – (глиссандо сниз вверх на звук «у»)

Новость свежую принес – (глиссандо сверху вниз на звук «У»)

И сейчас же слухи, слухи – (произносить «з-з-з-з» снизу вверх)

Зазвенели словно мухи – (положение губ «трубочка» - «улыбка»)

Поднялся по лесу гул – (делать резкие выдохи, работая диафрагмой)

Тут зеленый лес вздохнул – (мягкий вдох через нос, активный выдох через рот «Хо!»)

Зазвенела вдруг роса - (короткие острые звуки «У» на разных звуках)

Зазвенели голоса – (пропеть звук «А-а-а-а» на любой высоте)

2) «Говорящие рыбки» (пропевание звуков Ма-мэ –ми –мо –му)

Расширяем диапазон

3)Звукоподражание голосам разной высоты («Кошка и котонок», «Собака и щенок»)

4) Упражнение «Кукушка»

5) Упражнение «Прятки с мишкой» (Повышение голоса при пропевании звуков «А-у, а-у» на выдохе)

6) «Воображаемые мячики» (Кидаем друг другу воображаемые мячики на звуки А-А, О-О, Э-Э и др. гласные, глиссандо голосом вверх и вниз)

7) «Качели». На этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо»«скольжение». Во время упражнения «глиссандо» мы пропеваем «куда пошел звук» – вверх или вниз, без точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как двигаются качели.

8) «Ракета» «Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у…», затем используется прием «глиссандо» вверх: «ракета взлетела».

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

9) «Песенка про смех» (используем низкий и высокий регистры)

Говорим низким голосом

Эта песенка про смех – (ха-ха-ха-ха)

Мы поем ее для всех – …

Так смеются медвежата – …

И тигрта, и слонята –…

Они басом все хохочут –…

Все вокруг гремит, грохочет - ….

Говорим высоким голосом

Эта песенка про смех – (ха-ха-ха-ха)

Мы поем ее для всех - …

Так смеются лягушата - …

И цыплята, и мышата - …

Они тоненько хохочут - …

Все вокруг свистит, стрекочет - …

5. Скороговорки

Также использую скороговорки, требующие четкой и точной работы губ, языка, мышц гортани.

-От топота копыт пыль по полю летит!

-Трубачи трубят тревогу, все скорее на подмогу!

-Кукушка кукушонку сшила рубашонку.

Сначала мы произносим их медленно и утрированно четко, потом все быстрее и легче, сохраняя четкость произношения.

Эти же скороговорки можно использовать и в качестве распевок, пропевая их на одном звуке, на одном выдохе.

6. Распевки

Важной частью работы над формированием вокальных навыков являются вокальные упражнения, распевки. Это своего рода и разминка, и базовые упражнения для голосовых связок. Наши голосовые связки- это мышечные волокна, и поэтому их можно развивать и разрабатывать. Требования к распевкам:

1. Распевка не должна быть сложной;

2. Распевка должна быть лаконичной и целенаправленной.

Цель распевки:

-разогрев голосового аппарата,

- работа над дикцией,

-расширение певческого диапазона,

-приобретение специальных певческих навыков (в зависимости от изучаемого произведения, например, стаккато, или скачки.

Мне очень нравится применять в качестве распевок песни, в которых с одинаковой интонацией дважды повторяется одна строчка, и первым поет педагог, за ним повторяют дети. Это дает возможность не тратить лишнее время на заучивание распевки, и хорошо активизирует внимание детей и их слуховое восприятие.

Я покажу несколько распевок, которые использую при работе с детьми. («Эхо», «Чепуха», «Гамма до-мажор», «Землю обмотали»)

5. Песенная импровизация

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации, когда дети приучаются самостоятельно искать песенные интонации, чисто интонировать и петь естественным голосом. В этих упражнениях развивается также внутренний слух. Здесь я применяю игровые ситуации, поощрения, вношу соревновательные элементы.

Например:

- У кого получится самая красивая песенка?

- Постарайтесь, чтобы песенки были разные» и т. д.

Сначала это ответы на вопросы педагога, например: «Где ты была, Света?»

А затем уже и песенки собственного сочинения, например:

«Шел веселый человечек»

Шел веселый человечек, спички нес и десять свечек,

Отдохнул, попил, поел и такую песню спел: (далее – творчество детей)

Или «Песня дикаря» : Сочините песню, используя всего три слога: хай, хэй, вуги.

Эти игры способствует активизации внутреннего слуха, умения самостоятельно придумывать и пропевать мелодию.

Игра – сказка «Караван» (3хголосие)

1голос – вой ветра

2 голос – скрип песка

3 голос – песня погонщика верблюдов

Навык пения в ансамбле дети приобретают, когда учатся петь в унисон.

В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

- Пойте, чтобы голоса звучали, как одна ниточка…

Для этого я акцентирую внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз.

В этом помогает следующее упражнение: прослушивая песню, отмечать движением руки начало и окончание музыкальной фразы. Также эффективны приемы пения «цепочкой», дуэтом, трио, поочередное пение : воспитатель, дети и музруководитель, музыкальные игры в «песенки-эхо» и пение про себя. Игра «Включаем и выключаем звук»

Благодаря такой многоплановой работе над развитием певческих навыков у дошкольников растет интерес к певческой деятельности, дети становятся эмоциональнее, активнее, более способны к сопереживанию,

- улучшается координация между слухом и голосом, активизируется артикуляционный аппарат;

- развиваются речевые и певческие навыки ;

- формируется умение анализировать свое пение и пение товарищей.

И еще хочу сказать, что работать над формированием певческих навыков у дошкольников будет более эффективной, если подключать к этому процессу воспитателей, родителей, разъяснять им важность и полезность занятий вокалом, проводить с ними мастер–классы, заинтересовывать их, превращая в своих помощников и последователей.

«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушатся друг к другу, общества. В котором индивидуальность не подавляется,но раскрывается в полной мере»

Г. А. Струве, композитор,

хормейстер, дирижер,

педагог и просветитель.

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Развитие музыкальных способностей в семье Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Ещё в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 09:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД