Людмила Иванова
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Подготовила: музыкальный руководитель высшей категории
Иванова Людмила Александровна
МДОАУ «Детский сад № 40 «Голубок» г. Орска»
Публикация «Мастер-класс „Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них вокальных навыков“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Доброе утро, уважаемые коллеги. Я муз. руководитель детского сада № 40, Людмила Александровна Иванова, представляю вам свою тему: «Развитие музыкальных способностей дошкольников через формирование у них певческих навыков».
Проработав в детском саду некоторое время, я пришла к выводу, что ведущее место в структуре музыкального занятия принадлежит пению.
У нас есть игры и хороводы с пением, танцы с пением, мы пропеваем приветственные песенки в начале занятия, игру на ДМИ также иногда сопровождает пение.
Пение наиболее близко и доступно детям.
Пение, вокализация приносит ребенку радость, удовольствие, раскрывает его эмоциональную сферу, помогает выразить эмоции, чувства. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, познают жанры музыки, учатся различать тембровые, звуковысотные и ритмические изменения в музыке, т. е. развивается их музыкальность.
Пение способствует развитию речи, мышления, памяти, совершенствованию артикуляционного аппарата и дикции. Оно так же оказывает благотворное влияние на физическое развитие детей : пение упражняет и развивает дыхание, естественным образом тренируются мышцы гортани, диафрагмы и голосовые связки.
И конечно же с помощью приобщения ребенка к культурному наследию нашего народа, нашей страны, мы воспитываем патриотизм, любовь к прекрасному.
Т. о. пение способствует наиболее целостному, гармоничному развитию ребенка.
Мы с вами знаем, что есть дети от природы музыкально одаренные, получившие в наследство от родителей певческие и музыкальные способности. А если у таких детей еще и благоприятная певческая среда в семье, то процесс обучения не так уж и важен, при таких условиях голос ребенка все равно будет развиваться. Но таких детей очень мало. В большинстве случаев, музыкальная среда в семьях организована неправильно. Дети поют песни, услышанные с экранов телевизоров, часто даже не понимая смысла песен. Очень мало поющих родителей, и тех, кто слушает дома классическую музыку. Порой родители не знают даже песенки популярных детских мультфильмов. Поэтому и дети не интересуются музыкой, не поют, а если и пытаются петь, то фальшиво, крича и надрываясь.
Для таких детей процесс обучения пению очень важен.
Пение предполагает широкий аспект навыков :
-Навык правильного дыхания (владение певческим дыханием);
- навык четкой и правильной артикуляции;
-навык чистого интонирования;
- навык пения в ансамбле.
В своей музыкальной деятельности в детском саду я всегда стремилась научить детей петь чётко, внятно, с любовью и настроением. А самое главное – красиво, с большой самоотдачей. Я сама очень люблю петь, и без труда могу увлечь пением своих воспитанников. Но для того, чтобы научить, сформировать необходимые умения, нужна теоретическая и методологическая база.
В настоящее время есть много интересных разработок и технологий, позволяющих формировать певческие навыки. Это и упражнения на развитие певческого дыхания, и развивающие голосовые игры, и музыкально-дидактические игры, и артикуляционные упражнения, и распевки, и различные песенные импровизации.
Я отобрала те методы которыми активно пользуюсь, и которые на мой взгляд наиболее эффективны в обучении детей пению. И сегодня я представляю их вашему вниманию.
1. В первую очередь, я напоминаю детям правила певческой установки, и постоянно контролирую их выполнение.
Певческая установка : сидеть (стоять) ровно; не сутулиться; корпус и шею не напрягать; голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения, опора на ноги.
Разученная на занятиях песенка «Петь приятно и удобно» муз. Л. Абелян, очень хорошо помогает детям контролировать осанку и положение тела во время пения.
«Петь приятно и удобно»
Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.
Раз, вдох и запел, птицей звук полетел,
Руки, плечи –все свободно, петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь – головою не вертеть,
Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись,
Раз, вдох, и запел, птицей звук полетел,
Руки, плечи – все свободно, петь приятно и удобно!
2. Для овладения певческим дыханием нам нужны специальные упражнения.
Упражнения из дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.
Особенностями этой гимнастики являются активный форсированный вдох и практически незаметный пассивный выдох. Эта гимнастика тренирует и укрепляет дыхательную мускулатуру, ликвидирует неврозы и заикание.
- «Ладошки»
- «Погончики»
-«Обнимащки»
- «Повороты»
- «Насосы»
Другие упражнения на дыхание:
Упражнение «Гармошка»
Поросёнок восхищён! как гудит аккордеон.
Я бы хвостиком вертел, если бы играть умел!
Руки на рёбрах, вдыхаем –раздвигаем ребра, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш выжимая из лёгких воздух.
Упражнение «Колокола»
Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем «Бом-бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая воздух.
«Надувала кошка шар»
«Задуваем свечи»
3. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, т. к. четкая артикуляция- основа хорошей дикции. Необходимо использовать собственный показ работы языка, губ, челюстей. Например:
«Часы» - поворачивание сильно высунутого языка вправо и влево.
«Хомячок» - надувание щёк одновременно и т. п.
«Клоуны» - широко разводим губы в улыбке (веселый клоун, вытягиваем губы трубочкой (грустный, добавляем также мимику.
«Иголочки» -с сомкнутыми губами касаемся зыком попеременно правой и левой щеки.
«Кружочки» - с сомкнутыми губами рисуем кружки вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
«Лошадка» -цоканье языком.
«Бабка Ежка» - Подтягивание верхнюю гуу к десне, подтягиваем нижнюю губу к десне
«Обезьянка» - интенсивно кривляемся.
Нравятся детям артикуляционные упражнения в стихотворной форме, например «Жаба Квака» (комплекс упражнений для мягкого неба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала (зевают, широко раскрывая рот)
Травку сочную сжевала (жевательные движения)
Да водичку поглотала (делают глотательные движения).
На кувшинку села,
Песенку запела:
«Ква-а-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-э!
Ква-а-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
Упражнение «Лягушки» (надо, чтобы вовремя упражнения рот раскрывался вертикально, нижняя челюсть опускалась максимально свободно)
Чьи там крики у пруда?
КВАсу, КВАсу нам сюда!
КВАсу, КВАсу простоКВАши,
Надоела нам вода!
«Песня воробья»
Чио-чио,
Фью-фью-фью!
Чик-чирик,
Чью-чью-чью!
К артикуляционным упражнениям относят также и различные вибрации.
Упражнение «Веселый паровозик»
Нас веселый паровозик в путешествие увозит.
Делаем глубокий вдох, на выдохе «трещим» губами,
Словно пес, мотор рычит: «Остановка»-говорит.
Вдох, выдох на звуке «р».
4. Игры на развитие правильного звукообразования, на расширение возможностей голоса Автор В. Емельянов.
Все упражнения предусматривают игровые ситуации
1)Игра «Рано утром»
Рано утром на рассвете – «шу-шу-шу, шу-шу-шу»
То ли аист, то ли ветер – «шу-шу-шу, шу-шу-шу»
Пролетел среди берез – (глиссандо сниз вверх на звук «у»)
Новость свежую принес – (глиссандо сверху вниз на звук «У»)
И сейчас же слухи, слухи – (произносить «з-з-з-з» снизу вверх)
Зазвенели словно мухи – (положение губ «трубочка» - «улыбка»)
Поднялся по лесу гул – (делать резкие выдохи, работая диафрагмой)
Тут зеленый лес вздохнул – (мягкий вдох через нос, активный выдох через рот «Хо!»)
Зазвенела вдруг роса - (короткие острые звуки «У» на разных звуках)
Зазвенели голоса – (пропеть звук «А-а-а-а» на любой высоте)
2) «Говорящие рыбки» (пропевание звуков Ма-мэ –ми –мо –му)
Расширяем диапазон
3)Звукоподражание голосам разной высоты («Кошка и котонок», «Собака и щенок»)
4) Упражнение «Кукушка»
5) Упражнение «Прятки с мишкой» (Повышение голоса при пропевании звуков «А-у, а-у» на выдохе)
6) «Воображаемые мячики» (Кидаем друг другу воображаемые мячики на звуки А-А, О-О, Э-Э и др. гласные, глиссандо голосом вверх и вниз)
7) «Качели». На этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо» – «скольжение». Во время упражнения «глиссандо» мы пропеваем «куда пошел звук» – вверх или вниз, без точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как двигаются качели.
8) «Ракета» «Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у…», затем используется прием «глиссандо» вверх: «ракета взлетела».
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
9) «Песенка про смех» (используем низкий и высокий регистры)
Говорим низким голосом
Эта песенка про смех – (ха-ха-ха-ха)
Мы поем ее для всех – …
Так смеются медвежата – …
И тигрта, и слонята –…
Они басом все хохочут –…
Все вокруг гремит, грохочет - ….
Говорим высоким голосом
Эта песенка про смех – (ха-ха-ха-ха)
Мы поем ее для всех - …
Так смеются лягушата - …
И цыплята, и мышата - …
Они тоненько хохочут - …
Все вокруг свистит, стрекочет - …
5. Скороговорки
Также использую скороговорки, требующие четкой и точной работы губ, языка, мышц гортани.
-От топота копыт пыль по полю летит!
-Трубачи трубят тревогу, все скорее на подмогу!
-Кукушка кукушонку сшила рубашонку.
Сначала мы произносим их медленно и утрированно четко, потом все быстрее и легче, сохраняя четкость произношения.
Эти же скороговорки можно использовать и в качестве распевок, пропевая их на одном звуке, на одном выдохе.
6. Распевки
Важной частью работы над формированием вокальных навыков являются вокальные упражнения, распевки. Это своего рода и разминка, и базовые упражнения для голосовых связок. Наши голосовые связки- это мышечные волокна, и поэтому их можно развивать и разрабатывать. Требования к распевкам:
1. Распевка не должна быть сложной;
2. Распевка должна быть лаконичной и целенаправленной.
Цель распевки:
-разогрев голосового аппарата,
- работа над дикцией,
-расширение певческого диапазона,
-приобретение специальных певческих навыков (в зависимости от изучаемого произведения, например, стаккато, или скачки.
Мне очень нравится применять в качестве распевок песни, в которых с одинаковой интонацией дважды повторяется одна строчка, и первым поет педагог, за ним повторяют дети. Это дает возможность не тратить лишнее время на заучивание распевки, и хорошо активизирует внимание детей и их слуховое восприятие.
Я покажу несколько распевок, которые использую при работе с детьми. («Эхо», «Чепуха», «Гамма до-мажор», «Землю обмотали»)
5. Песенная импровизация
В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации, когда дети приучаются самостоятельно искать песенные интонации, чисто интонировать и петь естественным голосом. В этих упражнениях развивается также внутренний слух. Здесь я применяю игровые ситуации, поощрения, вношу соревновательные элементы.
Например:
- У кого получится самая красивая песенка?
- Постарайтесь, чтобы песенки были разные» и т. д.
Сначала это ответы на вопросы педагога, например: «Где ты была, Света?»
А затем уже и песенки собственного сочинения, например:
«Шел веселый человечек»
Шел веселый человечек, спички нес и десять свечек,
Отдохнул, попил, поел и такую песню спел: (далее – творчество детей)
Или «Песня дикаря» : Сочините песню, используя всего три слога: хай, хэй, вуги.
Эти игры способствует активизации внутреннего слуха, умения самостоятельно придумывать и пропевать мелодию.
Игра – сказка «Караван» (3хголосие)
1голос – вой ветра
2 голос – скрип песка
3 голос – песня погонщика верблюдов
Навык пения в ансамбле дети приобретают, когда учатся петь в унисон.
В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.
- Пойте, чтобы голоса звучали, как одна ниточка…
Для этого я акцентирую внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз.
В этом помогает следующее упражнение: прослушивая песню, отмечать движением руки начало и окончание музыкальной фразы. Также эффективны приемы пения «цепочкой», дуэтом, трио, поочередное пение : воспитатель, дети и музруководитель, музыкальные игры в «песенки-эхо» и пение про себя. Игра «Включаем и выключаем звук»
Благодаря такой многоплановой работе над развитием певческих навыков у дошкольников растет интерес к певческой деятельности, дети становятся эмоциональнее, активнее, более способны к сопереживанию,
- улучшается координация между слухом и голосом, активизируется артикуляционный аппарат;
- развиваются речевые и певческие навыки ;
- формируется умение анализировать свое пение и пение товарищей.
И еще хочу сказать, что работать над формированием певческих навыков у дошкольников будет более эффективной, если подключать к этому процессу воспитателей, родителей, разъяснять им важность и полезность занятий вокалом, проводить с ними мастер–классы, заинтересовывать их, превращая в своих помощников и последователей.
«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушатся друг к другу, общества. В котором индивидуальность не подавляется,но раскрывается в полной мере»
Г. А. Струве, композитор,
хормейстер, дирижер,
педагог и просветитель.
Благодарю за внимание.