Елена Родина
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом речевые навыки развиты недостаточно, речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили мне определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. А ведь уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок. Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной работы.
Публикация «Мастер-класс „Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, я использую
«Игры с различными предметами» (в данном случае, с прищепками и счетными палочками, развивающие координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.
«Пальчиковый театр» (театрализованные игры, позволяющий:
• повышать общий тонус;
• развивать внимание, память, воображение, связную речь;
• снижать психоэмоциональное напряжение
• Пробудить интерес детей к театру
• Развивать основные психические процессы и качества (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к спонтанному творческому поведению)
• Развивать пластику рук
Игры с мозаикой и конструктором», которые также помогают в развитии моторики и речи детей. Учит детей выделять форму предмета, цвета, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; - развивать восприятие целого, мелкую моторику и координацию движения, развивать воображение, наглядно – образное и логическое мышление; - воспитывать усидчивость и терпение.
•
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Так же увеличению подвижности пальцев, развитию их силы и гибкости способствует изображение пальцами букв, цифр. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Например,
а) «Мы рисовали».
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Плавно поднимать руки перед собой и встряхивать кистями.
В работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь следующих правил:
• Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
• Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
• Работу провожу регулярно, систематически.
• Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
• Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
• Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
• Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, речи детей, но и интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.