Светлана Валерьевна Тихонова
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики пальцев рук при помощи нетрадиционного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Развитие мелкой моторики пальцев рук при помощи нетрадиционного оборудования (в рамках родительского собрания)
Цель: развитие мелкой моторики нетрадиционными способами.
Задачи: познакомить родителей с различными способами массажа при помощи вспомогательных предметов (карандаша, массажного мячика, бельевых скрепок, набор шариков «су-джок».
Публикация «Мастер-класс „Развитие мелкой моторики пальцев рук при помощи нетрадиционного оборудования“» размещена в разделах
Ход:
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, к взрослым, но и детям. Неуклонно растёт объём знаний, который нужно им передать. Мало того, мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, что бы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, что бы малыш рос существом социальным?
Сегодня известно, что все функции ЦНС поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Для речи таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребё нка: ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Если же в первые три года к речи ребёнка не было уделено внимание, то в дальнейшем потребуется много усилий, что бы наверстать упущенное.
Учёные доказали, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, если больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связано с речью. Функция руки и речь развивается параллельно.
Руку нужно разработать со всеми детьми и особенно с теми у которых имеются различные нарушения развития речи.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, руки и артикуляционного аппарата связаны между собой тесным образом. Ребёнок со скованными движениями пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
- массажных мячиков,
- платочков,
- ковриков,
- крупных бигудей,
- прищепок,
- счётных палочек,
- эспандёром,
- длинных бигудей,
- зубных щёток,
- бус,
- щёток,
- шестигранных карандашей.
Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Игры должны сопровождаться стихами – это та основа на которой формируется и сопровождается чувство ритма. Речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной.
Так мы учим все стихи с детьми, придумываем под них движения рук. Дети так запоминают их гораздо быстрее и рассказывают их чётче и выразительнее. Таким образом развивается память детей, их мышление, воображение.
ИГРЫ с предметами
«Гусёнок» (с прищепкой)
Вот проснулся,
Встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок;
Дай, хозяйка, корма мне
Раньше чем моей родне.
«Бусики»
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала,
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
«Карандаш»
Кружим мы с тобой давно,
Это толстое бревно.
Вы ошиблись, это наш,
Тонкий, лёгкий карандаш.
ИГРЫ Су-джок
«Ёжик» (с шариком)
Бежит ёжик по дорожке,
У него кривые ножки,
Весь иголками оброс,
Жалко ёжика до слёз.
«Семья»
(с пружинкой)
Я пальчик первый и большой!
Указательный - второй,
Третий пальчик – средний,
Четвёртый – безымянный,
А пятый - мизинчик,
Он самый маленький – румяный.
«Мячик» (с шариком)
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
Здравствуй мой любимый мячик!
Скажет утром каждый пальчик.
1,2,3,4,5
Крепко пальчик обнимает,
Никуда не выпускает,
Только брату отдаё т:
Брат у брата мяч берёт.