Наталья Пугалова
Мастер-класс. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему:
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
посредством логико-математических игр».
Воспитатель:
Пугалова Наталья Анатольевна
Цель мастер-класса:
повышение профессионального умения педагогов – участ-ников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мас-тера с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности».
Публикация «Мастер-класс, Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Задачи мастер-класса:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициа-тиву, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Раздаточный материал:
д/и: «Геоконт», «Сложи узор», буклеты и анкеты для педагогов.
План проведения мастер-класса.
1. Вступительное слово
• актуальность темы.
2. Ознакомление участников мастер-класса с основными развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных математи-ческих представлений:
• влияние логико-математических игр на формирование элементар-ных математических представлений;
• создание педагогических условий;
• решение образовательных задач.
3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию
логико-математических игр для развития логического мышления у дошкольников.
4. Рефлексия:
• вопросы участников мастер-класса;
• заполнение анкет участниками мастер-класса;
Раздаточный методический материал:
памятки для педагогов;
Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Слайд №1 Актуальность.
Около 90% информации от окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. А это значит, что слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии окружающего мира, в ориентировке в пространстве, в определении формы, величины, цвета предметов и т. д., всё это говорит о том, что с детьми, страдающими глазными заболеваниями, необходимо проводить дополнительную работу по развитию элементарных математических представлений. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, обратила внимание, на то, что дети часто допускают ошибки в счете, слабо знают основные цвета спектра, путают синий цвет с зеленым, многие не могут назвать геометрические фигуры. Во время непосредственной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.
Слайд №2 Цель.
Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений. Поэтому цель моей работы способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через логи-ко-математические игры.
Слайд №3 Задачи.
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр ставлю перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению ма-тематических связей.
Для решения поставленных задач бала проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математи-ческий уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раз-даточный материал для развития логического мышления);
• разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для всех возрастных групп;
• составлена картотека логико-математических игр;
• оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.
Слайд №4 Условия.
При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации,
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы,
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Слайд №5 Технологии.
В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
• В основу технологии В. Воскобовича положена идея направленности интел-лектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который по-лучается при решении проблемных и творческих задач. Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каж-дой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения раз-ных задач образовательной деятельности в течение длительного времени
Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей
• Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина ориентирована на развитие творческих способностей, воображения и символической функции сознания детей дошкольного возраста, что создает условия для опережающего развития способностей детей. Особенность технологии заключается в том, что педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку, организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание детей к играм собственным примером, и в процессе игры взрослый выступает в роли консультанта, создавая ситуацию непринужденного общения по поводу заданий, проблемных ситуаций, предлагаемых в игре.
Игры В. Воскобовича, Б. П. Никитина «Геоконт», «Квадрат», «Сложи узор», «Кубики» предлагаю детям во время самостоятельной деятельности, и а также использую их при индивидуальной работе и в непосредственно- образовательной деятельности.
Слайд №6 Результаты
Работу по развитию логического мышления через формирование элементарных математических представлений я начала в первой младшей группе. В ноябре, после адаптации, была проведена диагностика по выявлению знаний, умений и навыков по развитию элементарных математических представлений, дети показали следующие результаты: на низком уровне 50% детей, на среднем – 36%, на высоком – 14%. В конце года, в мае была проведена повторная диагностика: на низком -29%, на среднем 50%, на высоком – 21%, как видим уже к концу первой младшей группы дети показали неплохие результаты. Эту работу я продолжила и во второй младшей группе. При проведении промежуточной диагностики, в январе 2013 года дети показали следующие результаты: на низком 14%, на среднем – 50%, на высоком -36%.
С помощью специально подобранных дидактических игр, включённых в воспитательно-образовательный процесс, развивается логико-математическое мышление дошкольников, что подтверждает положительная динамика уровня развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Слайд №7 «Геоконт» (технология В. Воскобовича)
В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.
Слайды №8, 9 играем в «Геоконт»
На первых этапах игры, в первой младшей группе, мы с детьми учились просто натягивать резинки на гвоздики, я предлагала детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем мы строили длинные и короткие дорож-ки, широкие и узкие, натягивали большой и маленький квадраты, строили дома. Во второй младшей группе я предложила детям простейшие схемы, на которых были изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д. Предлагалось детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.
Слайд №10 «Сложи узор» (технология Б. П. Никитина)
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.
Слайды №11, 12 «Играем с кубиками»
В первой младшей группе я принесла детям разноцветные кубики, мы с детьми рассмотрели их, назвали цвет каждой стороны, потом я предложила им построить длинную дорогу, башню, ворота, но со сторонами определённого цвета. Так же мы с детьми строили мебель с узором для кукол, дома с окошками и т. д. Во второй младшей группе я предлагаю детям простейшие схемы построения узоров, так же дети самостоятельно придумывают и создают узоры.
Слайд №13 Заключение.
Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредствен-но образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».