Кысина Татьяна
Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности»
Наше общение мы проведем в игровой форме
Я приглашаю вас где сегодня хозяйничают графические навыки дошкольников.
А вот и первая проблемная ситуация, нам нужно разделиться на две команды
Упражнение «Построй фигуру».
Цель: развитие двигательной моторики
Публикация «Мастер-класс „Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Инструкция: Команды должны быстро и четко построить фигуры, используя всех игроков, после того как ведущий загадает следующие загадки.
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Участники первой команды отгадывают и строятся в форме треугольника.
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Участники второй команды отгадывают и строятся в форме квадрата.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
Участники первой команды отгадывают и строятся в форме круга.
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик,
- Что еще таким быть может? (угол)
Участники второй команды отгадывают и строятся в форме острого или прямого угла.
- Вы прекрасно справились с заданием.
- Внимание! «Пальчиковые игры»
Ведущая проводит три вида пальчиковых игр.
Игра «Мы делили апельсин».
Данная игра сопровождается азартным стишком. Сначала рука сжата в кулак, а затем при выделении каждой дольки отгибается один пальчик, начиная с мизинчика.
Мы делили апельсин. Много нас, а он один.
Эта долька для ежа, эта долька для чижа,
Эта долька для утят, эта долька для котят.
Эта долька для бобра, а для волка – кожура!
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!
Дольки заканчиваются быстро. Чтобы продемонстрировать кожуру для волка, ребенок поворачивает округленную ладонь тыльной стороной кверху и поглаживает руку. Показать сердитого волка удобно так: ладони соприкасаются основанием, пальцы немного согнуты и постукивают по пальцам другой руки, как волчьи зубы. В концовке пальцы «разбегаются» по столу или любой другой поверхности.
«Лесенка».
Ручную лесенку строить просто, но можно ускорять темп, что тренирует произвольность движений и внимание ребенка.
Инструкция. Раскрытые руки «смотрят» друг на друга.
Свести большие пальцы так, чтобы на подушечку пальца правой руки положить ноготь пальца левой.
К этому соединению прикоснуться указательным пальцем правой руки и повторить тоже с указательным пальчиком левой. Так кончики всех пальцев по-очереди занимают свое место в лесенке, завершив ее мизинчиком левой руки.
«Замок».
Как переплести пальцы, чтобы руки сложились в замок, покажет ребенку любой взрослый или старший из детей. А все дальнейшие манипуляции интересно сопровождать стихами:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули… Покрутили…
Постучали. И открыли!
Очевидно, что потянуть необходимо так, чтобы руки остались сцеплены. Покрутить также нужно кистями, не разнимая пальцев. Затем постучать основаниями ладони, продолжая удерживать пальцы в замке. Эти действия дети любят выполнять в группе, постепенно ускоряя темп при повторах.
Пальчиковые игры для старших дошкольников
«Встречные колечки».
Игра требует устойчивости и распределения внимания, поэтому предназначена для старшего дошкольного возраста. Задача – одновременно образовывать колечки пальцами обеих рук, придерживаясь встречной последовательности.
Инструкция. На левой руке соединить кончики большого пальца и указательного. На правой руке сомкнуть кончики большого пальца и мизинца. Получили два разных кольца.
Разомкнуть эту пару колечек и образовать новую. Теперь на левой руке большой палец объединяется со средним пальчиком, а на правой – с безымянным. На следующем шаге большие пальцы сомкнутся с очередными. Игра усложняется тем, что движения происходят одновременно.
Старшие дошкольники с интересом знакомятся с различными игровыми упражнениями для рук, в которых используются веревочки или резинки. Такие игры передаются из поколения в поколение. На руки между пальцев натягивают веревочную петлю, а затем пальцами подцепляют веревочку так, чтобы образовывались узоры.
Всем известна забава «Перепутанные пальцы», в которой дети исследуют особенности телесной чувствительности. Для этого эксперимента нужно скрестить руки в области кистей, а затем повернуть ладони друг к другу. Движением рук к себе и вверх поворачивают сцепленные кисти так, чтобы пальцы оказались наверху. А далее начинаются чудеса, поскольку необходимо пошевелить тем пальчиком, на который указали (не прикасаясь, но он не слушается.
Пальчиковые игры, полезны не только в своем прямом назначении. Они воздействуют на формирование коры головного мозга, что, в свою очередь стимулирует развитие графических навыков.
Участникам предлагается картотека пальчиковых игр.
У вас есть прекрасная возможность заняться интересным рисованием манкой.
(Участникам предлагаются коробки из – под конфет, дно которых оклеены яркой цветной бумагой. Ведущий читает стихотворение, участники рисуют манкой).
«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»
Рельсы, рельсы (горизонтальные линии,
Шпалы, шпалы (вертикальные линии между горизонтальными,
Ехал поезд запоздалый (указательным, средним и безымянным пальцами проводятся горизонтальные линии слева направо).
Рассыпал пшеницу (щепотью захватывать и рассыпать крупу)
Пришли куры, поклевали, поклевали… (двумя сложенными пальчиками большим и указательным рисовать точки по дну коробки,
Пришли гуси, пощипали, пощипали («щипать» крупу щепотью,
Построили мост… (вертикальная линия четырьмя пальцами сверху вниз)
Прошел по мосту слон: топ -топ, топ - топ (оставлять сжатым кулаком следы на манке,
Прошла слониха: топ-топ, топ-топ… (оставлять следы средними фалангами сжатых пальцев,
Потом прошел слоненок (сложить три пальчика щепотью, оставлять следы на манке)
И мост… развалился (проводить хаотичные движения по всей поверхности коробки).
- Прекрасно, справились!
А сейчас я познакомлю вас с игрой, которую тоже можно использовать для развития графических навыков.
«Веселые друдлы»
Что же такое – друдлы, давайте познакомимся. По сути, это веселая игра в символические графические ассоциации. Играть в нее не только интересно и весело, но и очень полезно: она способствует развитию креативности и образного мышления. Друдл — это рисунок, посмотрев на который невозможно точно сказать, что именно нарисовано. Надо привлечь воображение и смекалку, чтобы ответить на вопрос о значении рисунка. Поэтому я предлагаю вам поиграть в эту веселую игру.
(Ведущий предлагает участникам нестандартные графические задания).
Замечательно.
Приглашаю на выставку пособий по развитию моторики, графических навыков.
(Ведущий приглашает участников на выставку пособий. Здесь представлены различные шнуровки, игры с прищепками, бусы, ленточки, косички, пазлы, конструкторы, палочки, карточки с заданиями, картотеки игр и т. д. Ведущий отвечает на вопросы участников.
- Итак, уважаемые коллеги, вашему вниманию был представлен опыт работы с дошкольниками по развитию графических навыков у детей дошкольного возраста в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности. Мы убедились, что данная работа должна начинаться задолго до поступления в школу.