любовь стрельцова
Мастер-класс «Развитие двигательных качеств у дошкольников через использование координационной лестницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Систематизация знаний у педагогов о методике использования скоростной (координационной) лестницы с детьми дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса :
1. Заинтересовать педагогов использовать в работе с дошкольниками тренажер скоростную-координационную лестницу.
2. Дать необходимые знания педагогам по изготовлению и использованию в работе координационнойлестницы.
I- Актуализация.
Постановка проблемы (цели, задачи) :
Публикация «Мастер-класс „Развитие двигательных качеств у дошкольников через использование координационной лестницы“» размещена в разделах
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
К основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. На занятиях по физическому развитию с дошкольниками одними из важных качеств являются быстрота и координация.
Быстрота - это способность совершать движения в минимальный отрезок времени, с возможно большей скоростью.
Координация – это способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Для повышения интереса и мотивации к занятиям можно использовать не только известные средства, но и новые нетрадиционные, которые будут повышать интерес к занятиям по физической культуре и игровым занятиям.
Изучив литературу по развитию быстроты и координации детей дошкольного возраста мы пришли к выводу, что использование упражнений с координационной лестницей позволит сформировать у детей интерес к занятиям по физическому развитию.
Упражнения на координационной лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее. Лестница работает по принципу развития общих спортивных навыков, которые затем могут быть перенесены уже в какую-то особую спортивную отрасль.
Координационная (скоростная) лестница – это тренажёрное устройство, предназначенное для развития скоростных навыков, выносливости при выполнении движений на коротких дистанциях.
Виды скоростных (координационных) лестниц :
Традиционная Лестница оснащена перекладинами, которые прикреплены как ребра
жесткости к стропе через 37-40 см друг от друга. Ее характерной чертой
является плоский низ и закругленный верх, или полностью круглая перекладина.
Плоская Лестница оснащена перекладинами, которые абсолютно плоские по
отношению к полу. В этой лестнице, как правило, регулируемые перекладины, поэтому педагог может менять их положение от 37 до 50 см. Но такие лестницы имеют меньшее количество перекладин на общую длину.
Также существуют разновидности лестниц сдвоенных, облегченных, с соединительными крепежами для наращивания длины или составления крест-накрест.
Размеры координационной лестницы :
0,5м – ширина;
4м – длина;
0.4м – расстояние между поперечных разделений.
Как правило, в комплект входят:
- удобная сумка для переноски;
- 4 колышка для фиксации лесенки на травяных покрытиях;
- 11 (и более) пластиковых поперечен на прочных нейлоновых лентах;
- цвет жёлто-черный, желто-красный.
Характерные особенности скоростной лестницы можно выделить такие, как:
Вариативность
( -в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях;
-в изготовлении: из разнообразных материалов);
Мобильность (компактная, легкая);
Доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста);
Безопасность, простота в использовании.
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста скоростных навыков, координации движений и ориентировки в пространстве.
Задачи:
1. Упражнять в ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве;
2. Учить совершать движение (ходьба, прыжки, бег) с изменением направления;
3. Воспитывать интерес к физическим упражнениям.
- Тренировка на координационной лестнице является комплексной: сочетает в себе и разминку и непосредственно тренировку.
- При занятиях на координационной лестнице - можно регулировать уровень нагрузки, что позволяет заниматься на ней абсолютно всем желающим.
- Упражнений на координационной лестнице существует множество. Часть из них является специализированными, предназначенными для конкретного вида спорта, часть является универсальными, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.
Инструктаж при выполнении упражнений с координационными лестницами
1).Обязательно разминайтесь перед выполнением упражнений.
2). Занимающиеся должны соблюдать дистанцию.
3). Стараться не попадать на планки лестницы.
4). Спину всегда держать прямо.
5). Правильная техника важнее скорости, не стоит торопиться.
Особенности работы на лестнице.
Работа руками
При выполнении упражнений на скорость работы ног, позволяющих увеличить частоту шага при беге, работа руками так же важна, как и работа ногами. Невозможно бежать, двигая ногами с одной скоростью, а руками — с другой. Скорость должна быть одинаковой, соответственно, руки нужно тренировать одновременно с ногами и желательно с необходимой амплитудой.
В более сложных упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнения проще. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно. С висящими руками или с зажатыми в кулаки на уровне груди никакого балансира не будет.
Здоровье и безопасность во время занятий на лестнице
-Лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обеих концов лестниц и по обе стороны от них.
-Избегать утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.
-Правильная постановка ног помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов.
-Начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений.
Совершенствование и усложнение техники выполнения упражнений с использованием лестниц
- Изменение направления движений.
- Чередование ведущих ног.
- Быстрое движение одной ногой, другая используется для опоры.
- Дополнительное включение скручиваний и поворотов.
- Изменение направления движения внутри лестницы и за ее пределами.
- Использование «остановок» и «стартов», что поможет развивать устойчивость.
- Детям следует в руках держать спортинвентарь, лучше мяч, чтобы можно было его включить в программу упражнения.
В работес детьми на координационной лестнице, направленные на формирование четырех основных навыков:
1) Приставные шаги;
2) Бег;
3) Бег вприпрыжку;
4) Прыжки.
Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа.
На первом этапе мы разучиваем упражнения с пояснениями всех элементов. Особое внимание на данном этапе я уделяю не скорости, а правильности выполнения движений.
На втором этапе совершенствуем технику выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая темп.
На третьем этапе используем знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности.
В своей работе я использую лестницу, как для разминок, так и для развития основных видов движений. Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала необходимо научить детей выполнять как надо, а потом учиться делать как надо и в то же время – быстро.
По мере освоения одного упражнения, ввожу новое упражнение.
Так же закрепление упражнений провожу через подвижные игры.
Например, в игре «Передача мяча» дети успешно выполняли задачи на быстроту, ловкость, координацию движений и умение взаимодействовать в команде.
А в игре «Пингвины» упражнялись в ходьбе и прыжках, развитии равновесия.
В игре «Меняемся местам»развиваем быстроту и ориентировку в пространстве.
Как элемент полосы препятствий вставляю упражнения с лестницей в игры – эстафеты, спортивные досуги.
II Практикум. Активная деятельность участников.
I -РАЗМИНКА:
-Ходьба на месте, с высоким подниманием колена,бег, ходьба обычная, упражнения на растяжку (рук и ног).
II -ОД:
1. Ходьба по схеме (№1,2,4,5)
2. Бег по схеме (№1,2,6,7)
3. Упражнения в упорах правым и левым боком;
4. Прыжки по схеме(№ 1,2,3,4,8,15,19)
5. Упражнения с мячом: лицом к лестнице ведение правым-левым боком; ЭСТАФЕТЫ:
«Передача мяча» (справа, обратно слева; над головой обратно снизу прокатить).
Подвижная игра «Займи пустое место»
Задачи: развитие координации движений, внимания, ориентировки в пространстве.
Правила игры. В каждой ячейке «Лестницы» стоит ребенок. По сигналу дети начинают бегать в разных направлениях, не толкаясь. Тем временем педагог кладет мешочек в квадрат. Где лежит мешочек, туда ребенок не имеет права забегать. По второму сигналу педагога дети закрывают глаза. По третьему сигналу дети открывают глаза и должны найти пустой квадрат и добежать до него. (В одном квадрате стоит один ребенок). Если ребенок не нашел пустой квадрат, то он выбывает из игры. Снова, по сигналу дети начинают бегать в разных направлениях, педагог опять кладет мешочек в другой пустой квадрат. Выигрывает ребенок, который окажется первым в пустом квадрате, когда все другие квадраты будут заняты мешочками.
Координационная (скоростная) лестница является эффективным средством развития двигательно-координационных качеств, которые необходимы во многих видах деятельности.
Ежедневная тренировка на координационных (скоростных) лестницах, правильно подобранные упражнения и их дозировка, позволит улучшить координацию движений, повысить скорость на коротких дистанциях, а также разнообразить занятия с дошкольниками.
III-Ходьба с мешочком на голове.
III -Рефлексия: /1-2 мин. /
Считаем, что подобранный нами комплекс игровых упражнений положительно влияет на формирование двигательных умений и навыков, способствует повышению уровня развития физических качеств : быстроты, ловкости и координации движений у детей.