Нафига Галямова
Проблемные ситуации на занятиях по ознакомлению с художественной литературой
Мастер - класс.
«Проблемные ситуации на занятиях по ознакомлению с художественной литературой»
Художественная литература.
Каковываши ассоциации, когда слышите это слово? ….
Являются ли занятия по художественной литературе любимым у детей? В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.
Публикация «Проблемные ситуации на занятиях по ознакомлению с художественной литературой» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Читать – важно и нужно!
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В. А. Сухомлинский
Слово - уникальный ведущий инструмент в речи, таит в себе загадки, смысл, внутренний смысл, слово несёт информацию
Перейдем к примерам.
Давайте вместе поговорим о слове ВДОХНОВЕНИЕ,
ВДОХ — НОВЕНИЕ, новый вдох и новые ощущения, переживания, эмоции.
Работа в группах
А теперь каждая группа поработает со словом
• НАСТРОЕНИЕ, нас трое, на строен (душа, мысли, лицо, характер)
• ЯБЕДА я - беда хочу поделиться бедой
• ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ литературный термин (приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым). Лицо - творить, характер.
ВЫВОД. Зачем мы выполняли это задание? Каждое слово несёт информацию, нужно понимать то, о чем мы говорим
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
(Шалва Амонашвили).
Эпиграф выбран мною не случайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать (истолковывать)
Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать». От умения читать, зависит успех ребенка, его желание учиться. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Задача педагога - научить ребенка понимать и ценить художественный текст, слышать голос писателя, понимать язык художественных образов.
Как же этого добиться?
Нужно так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», - говорил Е. Н. Ильин.
Уметь ставить вопросы и искать пути их решения – основа проблемного обучения
Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности дошкольников, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.
Нет проблем? Учись их создавать!
Сейчас будем учиться создавать проблемы!
Как познакомить маленьких читателей с книгой, чтобы они захотели прочитать её?
Рассказать об этой книге.
Почитать им.
Создать мультфильм.
Придумать игру.
Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:
- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?
Переделать знакомую сказку, т. е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:
Работа в группах:
По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.
Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.
Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.
Вывод: Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем дело с личностью, способной к творчеству. В дальнейшем, войдя во «взрослую» жизнь, такой человек имеет больше возможностей защититься от стрессовых ситуаций.
Что служит толчком к мыслительной деятельности?
Познавательный процесс требует выполнения определенных операций: сопоставление, анализ, выделение существенных признаков и др. Однако, этот процесс не проходит сам по себе. С психологической точки зрения он требует определенного возбуждения мышления, умственной активности ребенка. Толчком к мышлению выступают возникшие на основе восприятия познавательные задачи, парадоксальные положения, удивления и т. д.
Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают дошкольника к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям.
Рассмотрим на примере небольшого текста.
«Кошка»
. Что ты, кошка, сторожишь?
Текст задаёт вопрос.
• Попробуйте поразмышлять. Что может сторожить кошка?
Сравните свой ответ с текстом.
Узнаем, чей ответ совпал с ответом автора.
- Сторожу у норки мышь!
• КАКОЙ ВОПРОС ещё ВЫ ЗАДАДИТЕ?
• Как вы думаете, для чего кошка сторожит у норки мышку? Посмотрите, какой оригинальный ответ даёт автор.
Выйдет мышка невзначай.
Приглашу её на чай!
-Зачем мы читали текст?
Зачем на занятиях по ознакомлению дошкольников с художественной литературой воспитатель ставит проблемные вопросы?
Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым ребенком наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления, творческого развития
Я использую проблемные ситуации на занятиях по ознакомлению с произведениями устного народного творчества. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т. д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
Перейдем к примерам
Сказка “Кот,дрозд и петух ”,
Какую вы поставите проблемную ситуацию?
Анализируя эту сказку перед детьми, ставлю следующую проблемную ситуацию :
• “Почему петушок не послушался кота и дрозда и выглядывал в окошко?”
Назовите варианты решения этой проблемы.
(Любопытный, хотел увидеть мир, любил, чтобы его хвалили, было скучно, не знал чем заняться, бездельник, не послушный,
Важно учить дошкольников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста и через проблемные задачи, решаемые детьми.
В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.
Ведущий: Уважаемые коллеги!
Подошло к концу время нашего общения.
Рефлексия:
Зачем вы выполняли эти задания? Зачем детям выполнять эти задания?
Спасибо за внимание!