ОЛЬГА ШАТРОВА
Мастер-класс для педагогов «Приобщение дошкольников к культуре России в процессе игры на народных музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Приобщение дошкольников к культуре России в процессе игры на народных музыкальных инструментах»
Цели: Знакомство детей с колокольным звоном России.
Задачи:1. Познакомить детей с колокольным звоном – одним из видов народного творчества;
2. Развивать тембровый и звуко-высотный слух слух.
3. Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, его истории.
1 СЛАЙД
Добрый день, дорогие коллеги!
Разрешите представиться___
2 СЛАЙД
И сегодня я предлагаю вам принять участие в моём мастер-классе
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Приобщение дошкольников к культуре России в процессе игры на народных музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
«Приобщение дошкольников к культуре России в процессе игры на народных музыкальных инструментах»
3 СЛАЙД
И для начала я предлагаю вам ответить на простой вопрос
-Что здесь изображено?
- Русские народные инструменты.
- Про один из них я загадаю вам загадку
Загадка
Ты держал его в ладошке – он молчал,
А потом, держа за ушко, покачал.
Покачал старательно, что есть сил,
Он в ответ так звонко зазвонил: (Колокольчик.)
У колокольчика большая семья. Где он-самый младший. Но у него есть и старшие братья. Давайте их послушаем.
4 СЛАЙД
Звонят, звонят колокола России,
Благую весть несут во все края.
Любовью к ближнему живет Россия
И молодость свою хранит в веках.
И снова избавляется от скверны,
И очищенья слышен в мире звон.
В веках ее все беды неизменны,
В веках у Руси слышен в мире стон.
И сегодня мы будем говорить о народном достоянии России – о колокольном звоне.
Я хотела бы вам рассказать легенду, которую использую в беседе с детьми
5 СЛАЙД
Легенда о колоколе и колокольном звоне
По преданию, ещё в далёкие времена, один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал, да и прилёг у дерева. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать.
Когда же он открыл глаза, то увидел, Ангелов с поющими цветами –колокольчиками. И он понял, что именно звук этого цветка помог ему.
6 СЛАЙД
Возвращаясь в храм, монах решил, установить там звонницу с цветами из металла. Чтобы все могли наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.
7 СЛАЙД
У храма построили колокольню, отлили колокола разной величины и поместили на колокольную башню.
А чтобы мы с вами слышали прекрасное пение колоколов, как вы думаете, что пришлось приделать к нему мастеру? Конечно же язык. Ведь без него колокол бы не зазвучал. Давайте проверим. Сможем ли мы говорить, или петь с вами, если у нас вдруг нет языка. (Приём, который использую с детьми)
А к языку, чтобы он ударял о колокол- привязали крепкие верёвочки.
Человека, который звонил в колокола стали называть звонарь.
Люди хорошо понимали язык колокола. Колокол был средством оповещения и сообщал людям о разных событиях: о времени, праздниках, о врагах и победах, о пожарах и службе в храме. В общем, колокол плотно влился в жизнь русского народа. Без него не начинался и не заканчивался ни один день.
Колокольный звон-это часть русской культуры. Это голос нашей Родины.
А давайте-ка и мы с вами отправимся на звонницу. (Достаю мини-звонницу)
Это малая звонница. Будем с ней знакомиться.
8 СЛАЙД
- Существуют три вида колоколов: басовые, теноровые и триольные.
Басовые - самые большие, они издают глухие, тяжелые звуки,
Теноровые - средние по размеру, и звуки у них мягче
Триольные - самые маленькие на колокольне колокола. И звуки у них звонкие и весёлые
9 СЛАЙД
Но как запомнить звоны, как их записать? Звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят к тому или иному звону.
Например, были такие:
1. «Пеки блин – дров нет,
пеки блин – дров нет»;
2. Б. -У нас денежки украли!
У нас денежки украли!
Ср. - Украли! Украли! Украли! Украли!
Мал. -А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем.
3. Б. -— По-чём трес-ка?
— По-чём трес-ка?
Мал. -Две ко-пейки с поло-виной!
Две ко-пейки с поло-виной!
Ср. - Врешь, врешь — Мал. - пол-то-ры!
Ср. - Врешь, врешь — Мал. -пол-то-ры!
Давайте попробуем спеть и проиграть эти попевочки!
10 СЛАЙД
Колокольный звон – целая наука.
Благовест – это мерные удары в большой колокол – это призыв к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди.
11 СЛАЙД
Скоро Великая Пасха. И мы с вами должны приготовиться к этому празднику. И встретить её колокольным звоном на празднике в д/с. Давайте попробуем.
1. Зазвонил колокольный звон
Созывая к себе народ.
Зазвучал Благовест:
Дон---Дон
А теперь Трезвон:
Дон---Дон
Динь-Динь-Дон, Динь-Динь-Дон
Колокольный перезвон:
Динь-Динь-Дон, Динь-Динь-Дон
Ди-ли-Ди-ли-Дон, Ди-лиДи-ли-Дон
12 СЛАЙД
Многие поколения русских звонарей развивали и обогащали своё искусство. Создавали новые формы и виды колокольных композиций. Малые звонницы стали использовать в русских народных оркестрах.
Давайте и мы с вами закрепим полученный материал и сыграем на нашей звоннице русскую народную мелодию, которую тоже используем на празднике Пасхи.
Какой замечательный перезвон у нас получился. Пусть к нам приходят исключительно благие вести! Считается, что звон колокольчика улучшает здоровье, приносит благополучие. Я желаю, чтоб мой колокольный мастер-класс, наполнил ваши сердца радостью и гордостью за нашу страну и дарю детскому саду вот этот Валдайский колокольчик, с пожеланием благополучия, процветания и успеха.
13 СЛАЙД
РЕФЛЕКСИЯ-….
Ну и закончим мы с помощью рефлексии «да-нет»
1. Вы что-то новое узнали?
2. На мастер-классе вы скучали?
3. На работу вы пойдёте, что-то для себя возьмёте?
4. Потрудились вы на диво
Скажем все друг-другу СПАСИБО!
14 СЛАЙД
Вот и всё, я закончила мастер- класс,
И пора подвести итог:
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети гордятся Россией,
Если знают истоки страны,
Значит дети разумнее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогли.
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!