Ольга Викторовна Салимова
Мастер-класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Автор: Салимова О. В.
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Алдан» МР «Алданский район» РС (Якутия)
1. Цель: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
2. Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
- содействовать профессиональному общению;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
3. Основное содержание проекта
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в нач. школе»
Прежде чем перейти к мастер классу, я попрошу вас выполнить одно задание.
- Поднимите, пожалуйста правую руку.
- Вы показываете, что готовы к сотрудничеству.
- А теперь попробуйте поаплодировать одной рукой.
- Не получается?
- А если я подойду к вам и протяну свою ладошку.
- У нас с вами получилось взаимодействие.
- Попробуйте сейчас сделать хлопок одной рукой с участником своей команды.
- Молодцы! Это говорит о том, что только вместе, а не по оному мы сегодня будем работать. В сотрудничестве.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. И поэтому, важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
Для младших школьником мир чисел – нечто совершенно новое и непонятное. И именно математическая грамотность дает им возможность понять, что знание математики нужны им здесь и сейчас для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Для детей младших классов важно найти современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и т. д. Эти задания наглядно покажут применение математики в жизни. Примером задания по математической грамотности можно считать следующие задачи.
- Вертлявая девочка Таня по пути на экскурсию хочет посчитать своих выстроившихся парами одноклассников. Сзади 4 пары, впереди – три, и нужно еще не забыть про себя и подружку. Сколько всего детей? Или другая задача.
- С какой скоростью движется Коля, если после звонка он вылетает из класса за пять секунд?
- На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? - Мы отправляемся в поход.
- Давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба.
Важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.
Практический опыт жизнедеятельности показывает, что математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности.
- У Софии есть домашний питомец – Британская кошка. Взрослая кошка должна есть сухой корм дважды в день. Иначе возможны проблемы с весом. В день взрослая кошка съедает 200г сухого корма. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг? Усложняем задачу. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 кг. Рассчитайте сколько упаковок сухого корма по 2 кг нужно купить, чтобы кошка не была голодной.
Для того, чтобы развить у детей пространственные представления, которые имеют большое жизненно- практическое значение. Мы предлагаем геометрические задачи следующего содержания.
Из двух одинаковых квадратов сложим прямоугольник, периметр квадрата 16 см. Найдите периметр получившегося прямоугольника. ( 16: 4=4; 4.6=24)
Для того, чтобы проверить, как дети знают изученный материал, я использую «Корзину понятий» как блиц- турнир, на любом этапе урока. Например, по теме: «Цена, количество, стоимость» (Вопрос – ответ)
- Цена – это… (стоимость одного предмета)
- Деньги любят… (счет)
- Стоимость это… (количество денег, которые заплатили за товар)
- Деньги были металлические, их рубили, получились… (рубли)
- Рубли можно поменять на иностранную валюту… (доллар, евро)
- Количество это… (множество товара)
- В России две группы денег… (монеты, купюры)
- Деньги можно хранить в … (банке)
- Деньги можно попросить у кого-нибудь в (долг)
- Дружба дружбой, а деньги (врозь)
- В магазине дают… (сдачу)
- Деньги воровать. (нельзя)
- Профессии, связанные с деньгами. (бухгалтер)
- Когда денег не было, люди обменивались (товаром)
- На деньги можно купить все, кроме (здоровья)
- Деньги надо …. (зарабатывать)
- Деньги можно (тратить)
Для того, чтобы пробудить интерес к родному краю, я использую на уроках задачи основанные на культурно – краеведческом материале РС (Я). Например:
- Зимой в Якутии стужа доходит до – 50. Летом зной достигает + 39. Какова разница температур?.
- Пилот П. М. Фадеев 97 лет назад поднял впервые самолет над Якутском. В каком году это произошло, если сейчас 2023 год?
- Хабаровск основан 1858 году, а Якутск на 226 лет раньше. В каком году основан Якутск? (1632).
Детям не только интересно решать такие задачи, но они сами с удовольствием составляют их. На основе своих наблюдений, путешествий. Ведь задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.
4. Итог мастер-класса :
-Рассмотренные приёмы работы на уроках математики позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития математического интереса, и, как следствие, математической грамотности
На уроках математики, можно использовать метапредметные связи. На уроках технологии – измерить, построить линии фигур. На уроках литературы – вычислить возраст героев, или автора, продолжительность их жизни, век, соответствующее время.
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах, используемых на уроках математики в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике