Елена Селякина
Мастер-класс по экспериментальной деятельности в старшей группе «День рождения Карлсона»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: демонстрация некоторых видов экспериментирования с пищевыми продуктами, которые можно провести на кухне вместе с детьми.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление о свойствах пищевых продуктов;
• Формировать умение делать выводы, открытия.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретённым опытом с другими людьми.
Воспитательные:
• Вызывать радость открытий, полученных из опытов;
• Воспитывать умение работать в коллективе.
Публикация «Мастер-класс по экспериментальной деятельности в старшей группе „День рождения Карлсона“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен педагогам и родителям, они найдут для себя что-то новое и поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности : наблюдение, экспериментирование, беседа, загадки, сюрпризный момент.
Формы организации: групповая, парная, индивидуальная.
Методы и приемы: сюрпризный момент, объяснение, показ.
Оборудование, материалы: Столы, накрытые клеенкой; подносы; пластиковые тарелки; деревянные палочки для размешивания;баночка с водой – воспитателю; баночки с водой - по количеству детей; пищевые красители; пустые пластиковые бутылки ёмкостью 0.5; сода; лимонная кислота; мука; сахар-рафинад; яйца; поднос с высокими стенками; письмо; приглашение йод; пипетка; готовый пирог и свечки; молоко; средство для мытья посуды; ватные палочки.
Предварительная работа:
1. Экспериментирование в группе (опыты с водой, с сахаром, содой, смешивание красок);
2. Разучивание физкультурной минутки;
3. Обсуждение правил поведения в группе во время эксперимента.
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент (5 мин.)
Воспитатель: Здравствуйте, мои юные друзья! Я смотрю, что вы все улыбаетесь, а значит настроение у вас хорошее!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь поприветствуем друг друга.
Приветствие «Друг» :
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Друзья мои, сегодня на адрес нашего детского сада пришло приглашение. Интересно, от кого оно? Давайте его прочитаем.
«Привет девчонки! Салют мальчишки! Приглашаю вас на мой день варенья!
Жду вас с нетерпением!»
Друзья, нас пригласили на праздник, а вот на какой, вы должны догадаться сами. Каждый человек ждёт этого праздника. Это подарки, веселье, поздравления, торт со свечами и непременно загадывание желания! Что это за праздник догадались?
Дети: День рождение!
Воспитатель: Правильно, нас пригласили на День рождение. А теперь догадайтесь к кому?
Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроение,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит,
Кто же это? Подскажи!
Дети: Карлсон!
Воспитатель: Верно, мы отправляемся на День рождения к Карлсону. А вы знаете, где он живёт?
Дети: На крыше.
Воспитатель: Всё верно. Дети, но на День рождения никак нельзя без подарка. Как вы думаете, что Карлсон любит больше всего?
Дети: Варенье, торт, конфеты.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, что Карлсону очень понравится наше варенье. Итак, вы готовы? Чтобы нам попасть на крышу в гости к Карлсону, нужно 3 раза хлопнуть,3 раза топнут, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: «Раз, два,три,четыре,пять! Карлсона идём мы веселить и поздравлять!»
2. Основная часть.
Дети поднимаются по лестнице и останавливаются у двери, на котором висит табличка с надписью «Здесь живёт Карлсон»
Воспитатель:Ну, кажется,мы пришли. Давайте постучим.
(стучим в дверь, но никто не открывает.)
Друзья, кажется, никого нет дома. Ой, посмотрите, а дверь открыта. Давайте войдём. Странно, никого нет.
Воспитатель: Карлсон, ты дома? (в ответ тишина)
Дети, давайте, вместе позовём Карлсона.
(дети хором его зовут)
Воспитатель: Странно, никого нет дома. Смотрите ребята, Карлсон что- то тут решил приготовить. На столе лежат продукты. Какие?
Дети: мука, сахар, молоко, яйца.
Воспитатель: Кажется, Карлсон решил что-то испечь. Но не успел или что-то забыл купить. Вот поэтому его нет дома.
А давайте мы ему поможем. И испечём для него именинный пирог. Карлсон придёт, а пирог уже готов. Вы согласны?
Дети:Да.
Воспитатель: Замечательно! Я научу вас печь самый вкусный пирог в мире! Я очень люблю готовить и экспериментировать на кухне. И сегодня я вас научу проводить мои любимые опыты с пищевыми продуктами.
Ну что, вы готовы? Одеваем все колпачки поваров, фартуки и вперёд!
Воспитатель: Дети, для начала нам нужно приготовить все продукты! Самый главный продукт - это мука. Прежде всего, муку надо просеять через сито. Как вы думаете, для чего?
Дети: Чтобы она стала чистой, воздушной, насытилась кислородом.
Воспитатель: Правильно, это нужно для того, чтобы пирог получился пышным и воздушным.
Опыт № 1
«Чудесные зарисовки»
Материалы :мука, сито, поднос, плоские пластиковые тарелки на каждого ребёнка
Воспитатель: Потрогайте муку пальчиком. Посмотрите, какая она белая, прямо как лист бумаги. Так и хочется что-нибудь нарисовать.
(на поднос просеять муку через сито, тонким слоем. Дети по очереди рисуют на ней пальчиком, встряхивая каждый раз поднос перед каждым рисунком, чтобы исчез предыдущий рисунок)
(дети рисуют на тарелкахс мукой, воспитатель хвалит за рисунки детей)
Воспитатель: Продолжаем!Карлсоночень любит сладкое. А что бы пирог стал сладким,что нам нужно добавить в тесто?
Дети: Сахар.
Воспитатель: Совершенно верно! А сахар какой? Давайте рассмотрим.
Дети: Сладкий, белый, кристаллический.
Воспитатель:Верно. Сахар можно сыпать. А ещё, ребята, есть такой сахар. На что он похож? (показывает сахар-рафинад)
Дети: На кубики.
Воспитатель: Точно. Он похож на наш конструктор. Давайте поиграем!
Опыт № 2
«Цветной сахар»
Материалы:
Сахар-рафинад
пищевой краситель
вода
стаканчики
палочки для размешивания
одноразовые тарелки
Воспитатель: Перед вами лежат тарелки. Берите сахар и постройте что-нибудь из него. А как вы думаете, можно ли покрасить сахар?
Дети: Да.
Воспитатель:А теперь давайте подольём в тарелки цветной водички и понаблюдаем, что будет.
(сахар начинает подкрашиваться с помощью цветной водички)
Вывод: сахар пропускает воду и растворяется в ней.
Воспитатель:А теперь, отгадайте загадку.
Может и разбиться, может и свариться
Если хочешь, в птицу может превратиться.
Что это?
Дети: Яйцо.
Воспитатель:В тесто для пирога нужно добавить яйца. Кто скажет,из чего состоит яйцо?
Дети: скорлупа, белок и желток.
Воспитатель: Давайте разобьём несколько яиц. Кто мне поможет?
(в чашку разбивается несколько яиц)
Воспитатель:В наш пирог нужны будут не всё яйца, а только желтки.
А как же нам отделить белки от желтков?
(дети высказывают своё мнение)
Воспитатель: Я знаю один способ, как это сделать. Хотите, научу?
Дети: Да.
Опыт № 3
«Хитрое яичко»
Материалы:
Яйца куриные 2-3 штуки
Две миски
Пластиковая бутылка 0,5 литра
Разбиваем яйца в миску, аккуратно сдавливая стенки бутылки, выталкиваем из неё воздух. Приставляем горлышко бутылки к желтку яйца и, аккуратно отпуская стенки бутылки, с помощью всасываемого внутрь воздуха, втягиваем желток внутрь бутылки. Затем аккуратно вытряхнем желток в пустую миску.
Вывод: Когда мы сжимаем бутылку, то выдавливаем часть воздуха. Отпустив бутылку,желток занимает место воздуха и втягивается в бутылку.
(Дети по парам выполняют опыт)
Воспитатель: Вот какие молодцы! Думаю, нам всем немного надо отдохнуть?
Физкультминутка «Кондитеры»
Испечем пирог мы пышный,
(встали на цыпочки, потянули руки вверх и развели в стороны)
Он получится отличный!
(руки вперед, показываем жест, обозначающий, что все у нас хорошо)
А теперь, давайте смело
(шаг на месте, вокруг себя)
Превратим его в шедевр!
(шаг на месте, вокруг себя)
Наш пирог украсить можем,
(развели руки в стороны)
Здесь мы вишенку положим,
(протянули ручки, с наклоном корпуса, вперед)
Кремом мы оформим бок,
(руки в бок, и наклонные движения влево, вправо)
Всем спасибо, кто помог!
(поклонились до земли)
Воспитатель: Отдохнули? Можно дальше приступать к делам!
Ребята, а ещё в пирог, что бы он был пышным и мягким, нужно добавлять соду.
Вообще, сода - это очень универсальный продукт. Им можно что угодно делать: чистить посуду, полоскать горло. А я люблю делать разноцветную пену. Хотите научу?
Дети: Да.
Опыт № 4
«Разноцветная пена»
Материалы:
Лимонная кислота
Пищевые красители
Сода
Стаканчики
Вода
Большая тарелка (поднос)
Развести в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя тёплой водой. Подождать пока растворится кислота, чтобы не было осадка. На тарелку рассыпаем ровным слоем соду. Аккуратно капаем из стаканчиков по очереди разноцветную жидкость на соду и наблюдаем за разноцветным фейерверком над тарелкой.
Вывод: цветная вода с лимонной кислотой попадая в соду вызывает химическую реакцию- выделение углекислого газа и воды. Эту реакцию в данном опыте мы наблюдаем в виде цветной пены.
(Дети по очереди капают на поднос разноцветную жидкость и лимонную кислоту и наблюдают за цветной пеной)
Воспитатель: Вам понравилось играть с цветной пеной?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, вы любите молоко? А почему надо обязательно надо пить молоко?
Дети: Молоко полезное.
Воспитатель:В наш пирог нам обязательно нужно добавить молоко, что бы получилось тесто. Я знаю, как из молока получилась радуга.
Опыт № 5
«Радужное молоко»
Материалы:
Тарелка с молоком
Пищевые красители
Средство для мытья посуды
Ватная палочка
Воспитатель: Насыпаем немного красителя в молоко, чуть-чуть подождём и заметим, что молоко начинает свой чудесный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. От красителя на нём появляются затейливые узоры. Затем берём ватную палочку и обмакиваем её в средство для мытья посуды. Опускаем палочку в центр тарелки с молоком. Красители «сбегаются» и перемешиваются, получаются необычные цветные круги.
Вывод: мыло разрывает жировые молекулы в молоке и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются.
Воспитатель: Ребята, вам понравились мои опыты с продуктами?
Ну, кажется, тесто у нас готово. Теперь наш пирог, нам надо поставить в духовку.
Воспитатель:Дети, вам понравилось экспериментировать с продуктами? А что вам больше всего понравилось?
Дети:Да.
Воспитатель: Дети, кажется, я слышу шум моторчика.
(В этот момент под музыку влетает Карлсон)
Воспитатель: Здравствуй, Карлсон! Наконец - то ты вернулся! Дети, давайте поприветствуем Карлсона дружными аплодисментами!
(Дети хлопают)
Карлсон :Какой приятный сюрприз! Спасибо вам,что вы пришли на мой день рождение. Ой, а чем это так вкусно пахнет?
Воспитатель: Дорогой Карлсон! Пока тебя не было, мы с ребятами решили немного помочь тебе и испекли пирог. Кажется, пирог уже готов! Осталось только украсить его свечками.
(Воспитатель вынимает готовый пирог)
Карлсон :Какой аппетитный пирог!Так и хочется поскорее его съесть.
Воспитатель:Карлсон, ребята приготовили для тебя подарок! Прими его от всей наших детей.
(дети дарят Карлсону банку варенья)
Карлсон : Спасибо большое. Это моё любимое варенье! Ребята,мне сегодня пришло письмо, но я не успел его прочитать. Хотите, мы вместе прочитаем его?
Дети: Да.
Карлсон открывает письмо. Но там оказался пустой белый лист.
Карлсон : Ребята, я кажется ничего не понимаю. А где письмо? Какое -то странное оно. Кто - то хочет пошутить надо мной?
Воспитатель:Карлсон, не расстраивайся. Кажется, это волшебное письмо. Мы тебе сейчас поможем его прочитать.
Правда, ребята?
Дети:Да.
Опыт № 6
«Волшебное письмо»
Материалы:
Крахмальный отвар
Бумага
Кисточки
Вода
Йод
Большая тарелка
Предварительная работа: заварить крахмал, когда он остынет, кисточкой нанести на бумагу слова поздравления.
В стакан с водой добавляем 4-5 капель йода. Раствор выливаем в большую тарелку с бортиками. Затем опускаем в раствор волшебное письмо надписью вниз. Вместе считаем до 5, поднимаем листок и читаем надпись.
Вывод: так как надпись сделана крахмальным отваром, она окрашивается раствором йода в синий цвет и её легко можно прочитать.
Воспитатель: А вот что написано в письме: «Мой дорогой друг,Карлсон! Поздравляю тебя с Днём твоего Варенья! Ой, прости, Рожденья! Желаю тебе никогда не болеть, не стареть, быть всегда весёлым и добрым.
Твой друг Малыш.
Воспитатель: Ребята, а давайте теперь споём Карлсону нашу любимую песню «Каравай»
Игра-хоровод «Каравай»
Итог мастер-класса
Карлсон : Спасибо огромное моему другу за такое трогательное поздравление. И вам спасибо,дорогие ребята, за чудесный день рождение!
А теперь давайте пить чай с пирогом и веселиться!