Елена Чернова
Мастер-класс по теме «Виды логических задач и приемы их решения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Логические приемы и их решения.
Цель: Познакомить с некоторыми видами логических приемов.
Теоретическая часть
В методике под формированием и развитием логической сферы ребёнка имеется в виду формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а так же умение понимать и прослеживать причинно – следственные связи. В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры.
Публикация «Мастер-класс по теме „Виды логических задач и приемы их решения“» размещена в разделах
- Логические задачи для дошкольников
- Логическое мышление
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Назначение логических приемов состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значимое повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Методически заниматься формированием и развитием логических приемов мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий.
Выделяются следующие логические приемы умственных действий : сериация, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия, систематизация, абстрагирование.
Сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. (Матрешки, пирамидки, вкладные кубики и т. д.)
Сернацию можно организовать по длине, ширине, высоте и просто по «величине» (с указанием того, что считать «величиной».
Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку (круги Эллера).
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.
Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности у ребенка лучше применять задания, в которых необходимо рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения. Например: игра «Найди лишнее», игры: «раздели предметы на группы» и т. д. Игра «Найди отличительный предмет» - объяснить, чем отличается от других.
Психологически способность к синтезу формируется у детей раньше, чем способность к анализу. Если ребенок знает, как это было собрано, ему легче анализировать и выделять составные части. Деятельность активно формирующая синтез в дошкольном возрасте – это конструирование. Сначала это деятельность чисто синтетическая с образцом процесса («Делай как я», затем по памяти, на третьем этапе: самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта («Сделай такой же», четвертый этап- творческое задание. Задание без образца, делается по представлению (Сказочный домок-теремок, «Выложи, что умеешь» и т. д.
Используется: любые мозаики, «Тангром», Колумб, Яйцо, Вьетнамская игра, «Сфинск», пазлы и т. д. Цель взрослого - способствовать доведению работы до конца.
Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта. Выполнения сравнения требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других.
Игра «Найди это» из группы предметов (геометрическая фигура – маленькая, красная, три угла (ответ-треугольник).
Игры «На что это похоже?» (яблоки-0, елка- треугольник, квадрат на домик и т. д.)
Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Это чаще всего используют в работе со старшими детьми, т. к. требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения.
Классификацию можно проводить по:
- названию (ручки и карандаши, тетради и книги и т. д.)
- по размеру
- по цвету
- по форме
- съедобное и несъедобное
Летает – не летает
Животные – птицы и т. д.
Игры «Раздели на две группы» (по цвету).
Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все большие, эти все красные и т. д.
При формулировке обобщения нужно помочь детям правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты, например, найти лишнюю фигуру в наборе, чем схожи все остальные?
Методически формирование у детей способности самостоятельно делать обобщение является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. Значительно изменилась методика начального обучения математике.
Подготовка к школе.
Рассмотрим одну из логических задач, которая относится к приему классификация.
«Выбор девятого недостающего».
Эту задачу можно использовать не только в математике, но и на других предметах, можно использовать в интегрированных занятиях. На которых можно сравнивать, классифицировать, закреплять ранее изученное. Можно использовать: геометрические фигуры, растения, одежду, домашние и дикие животные, птицы, виды транспортов и т. д.
Цель: вызвать у детей интерес к решению задачи. Учить путём зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающий элемент. Упражнять детей доказывать свой ответ. Научить самостоятельно, составлять логическую задачу.
Название говорит само за себя. Вы должны найти недостающий элемент. (вы работаете на плакате)
А теперь попробуйте сами составить логическую задачу (составляют самостоятельно)
Опспауза
Мне хотелось показать вам ещё одну логическую задачу – со спичками.
Цель: развивать у детей логика - математическое мышление, упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализировать и обследовать при помощи зрительно-осязательным способом.
Задание это на конфигурацию, как из одной спички сделать треугольник. (показ на плакате и работа со спичками)
Давайте попробуем с вами сделать вывод. Считаете ли вы, что предложенный мною виды логические приемы помогут в нашей работе в детском саду?
В конце нашего занятия мне хочется узнать, понравился ли вам мой мастер – класс, который для меня был впервые. Если вам понравилось, то бросьте шляпы вверх (как это было в старину, а если нет, то пусть шляпы останутся на столе. На этом наше занятие закончилось.