Наталья Бровченко
Мастер-класс «Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по теме
"Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Педагог: Бровченко Наталья Олеговна, воспитатель
Цель: Распространение опыта по использованию занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.
Задачи:
- Рассказать о роли занимательных экспериментов для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.
Публикация «Мастер-класс „Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
- Раскрыть особенности проведения занимательных экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.
- Познакомить с занимательными экспериментами разной тематики, на практической основе показать некоторые приемы организации занимательных экспериментов с разными материалами.
Материалы и оборудование: спец. одежда (маски, перчатки, халаты, вода, прозрачные емкости разного размера для проведения экспериментов, пищевые красители, растительное масло, сахар, шипучие таблетки. Слайд презентация. Куклы: Нолик и Симка (герои мультфильма Фиксики).
Участники мастер-класса : Педагоги МКДОУ.
Ход мастер-класса
Подготовительно - организационный этап:
1 СЛАЙД
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме " Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО ". В ходе работы мной будут продемонстрированы опыты с различными материалами.
Если мы обратимся к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС ДО, то увидим, что одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности). Поэтому их формирование, начиная с дошкольного возраста, – важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.
Многие ученые приходят к выводу, что наличие устойчивых познавательных интересов является одним из показателей готовности ребенка к школе, так как оказывают огромное побудительное влияние на процесс и результат обучения.
Я считаю, что одним из эффективных способов ненавязчивой организации познавательной деятельности дошкольников может быть использование занимательных экспериментов. Это позволяет не только организовать детей, но и расширяет их представления об окружающем мире, формирует в сознании ребенка представления о системе зависимостей в природе, способствуют накоплению социального опыта. Данная форма работы вполне уместна как на занятиях, так и в свободной деятельности. Давайте разберемся, что такое эксперимент, и какое роль для детей дошкольного возраста в себе несет.
2 СЛАЙД
Эксперимент (от латинского experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
- Как считаете, к каким методам обучения относится данная форма работы (ответы аудитории)
Эксперимент относится к наглядным методам обучения, если он демонстрируется педагогом, а также может являться практическим методом обучения, если в последствии самостоятельно выполняется воспитанниками.
Исходя из этого, мы можем выделить следующие виды экспериментов – демонстрационный и самостоятельный.
В процессе демонстрационного эксперимента дети наблюдают волшебное, необычное явление, еще ни разу не встречавшееся в повседневной жизни, данные опыты отличаются красочностью, зрелищностью, моментами неожиданности, привлекая непроизвольное внимание детей.
Значение демонстрационного эксперимента заключается в том, что дети знакомятся с предметом или явлением окружающей действительности (в итоге у них формируется представление о наблюдаемом предмете или явлении); у воспитанников формируются предпосылки к некоторым экспериментальным умениям : наблюдать явление, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать связи и зависимости, делать выводы и т. п. Но при проведении педагогом демонстрационного эксперимента они только пассивно наблюдают за опытом, сами при этом ничего не делают собственными руками. Такие эксперименты целесообразно использовать в развлекательной деятельности.
Значение самостоятельного эксперимента заключается в том, что при его выполнении у ребенка вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе с приборами, соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, организованность, самостоятельность в планировании своей деятельности, настойчивость в получении результата. Умение работать в коллективе У них формируется определенная культура умственного и физического труда, что является важным аспектом в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, в особенности при подготовке к школе.
Рассмотрим особенности проведения экспериментов. Здесь я бы хотела выделить
наиболее эффективные приемы организации эксперимента, но за меня это сделаете вы.
Основная часть:
Я покажу Вам несколько вариантов организации занимательных экспериментов, а ваша задача в процессе работы, выделить использованные мною приемы.
- Когда я была маленькой, я мечтала стать ученым. Вы знаете, кто такой ученый? Чем он занимается? (ставит эксперименты, делает научные открытия.)
- Кто-нибудь из Вас хотел бы стать ученым? (да)
- Тогда я предлагаю, сегодня превратиться в маленьких ученых. (Появляется спец. одежда - шапочка, маска, халат, перчатки)
РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ, ПОКА УЧАСТНИКИ ПЕРЕОДЕВАЮТСЯ
- Это специальная одежда ученых. Для чего она нужна? (для безопасности)
Здесь нужно провести беседу по ТБ, в зависимости от материалов, с которыми работаете. Использование специальных атрибутов в процессе экспериментирования, придаст дополнительной мотивации, интереса, а также динамики занятию.
Во время переодевания, мастер "случайно" находит фигурки фиксиков.
- Друзья, кто это? (фиксики) Вы знаете, кто такие фиксики?
СЛАЙД 3
- Сегодня они будут нашими помощниками.
- Господа ученые, приступаем к фикси-экпериментам.
- Сейчас на улице зима, не хватает солнышка, красок. Только представьте, лето, дождик прошел, выглянуло солнышко и появилась радуга. Все вокруг сразу заиграло бы множеством красок. Да. жаль, что сейчас не лето.
Симка: Не отчаивайтесь, господа ученые, мы сможем изобрести радугу прямо в этой комнате.
Нолик: 1, 2, 3, 4, 5, можно опыт начинать!
СЛАЙД 4
Радуга в стакане
Оборудование: сахар, стакан из прозрачного стекла, красители разных цветов.
Педагог предлагает детям посмотреть интересный опыт. Во время демонстрации комментирует свои действия:
- Нам нужно пять стеклянных стаканов. Добавляем в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4. Ставим их по порядку, и запомним сколько сахара в каком стакане. Теперь добавляем в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешиваем. Аккуратно, с помощью ложки вливаем жидкость в чистый стакан. Нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.
Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои. Педагог задает вопрос:
- В чем же секрет? (предположения детей)
Объяснение педагога:
- Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Нолик: Ну как? Если вам все еще не хватает красок, тогда смотрите следующий опыт.
- Что нам для него потребуется?
5 СЛАЙД
Взрыв цвета в молоке
Оборудование: цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Педагог показывает эксперимент, комментируя свои действия:
- Наливаем молоко в тарелку,
- Добавляем в него по несколько капель каждого красителя. Делаем это аккуратно, чтобы капли красителя не перемешались между собой,
- Теперь возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а капли красителя смешиваться в узоры, как настоящий взрыв.
- Как вы думаете, почему красители начали двигаться? (предположения)
Объяснение опыта педагогом:
-Мы знаем, что в молоке содержатся молекулы жира. При добавлении в молоко, моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира и приводит их в движение. Именно поэтому капли красителя начинают перемещаться.
- Хочу продемонстрировать Вам еще один очень простой, но очень зрелищный опыт "Безопасный вулкан".
РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ
- Чтобы демонстрировать данный эксперимент, детей нужно познакомить и вспомнить само понятие "Вулкан". Как организуете предварительную работу?
Познакомить детей с геологическим образованием вулкан можно с помощью рассказа педагога, просмотра иллюстраций, обучающего фильма, слайд презентации. Педагог акцентирует внимание на том, что данное явление очень опасно для жизни и предлагает сделать каждому свой безопасный вулкан.
5,7 СЛАЙД
Безопасный вулкан
Оборудование: растительное масло, пищевой краситель, вода, шипучая таблетка.
Педагог проговаривает алгоритм действий, дети выполняют: Сначала наливаем в стакан немного растительного масла, затем окрашенную воду. Теперь кидаем в стакан шипучую таблетку и наблюдаем за реакцией. схема
Объяснение опыта педагогом:
- При соединении двух жидкостей - воды и масла, вода опустилась на дно, так как имеет большую плотность. Шипучая таблетка также опускается на дно под своим весом. Реакция таблетки с водой подобна реакции соды и уксуса. При соединении с водой кислота и щелочь вступают в реакцию, образуя газ, который вместе с частичками воды поднимается на поверхность и создает впечатление извергающегося вулкана.
Заключительная часть:
8 СЛАЙД
Оценка реакции аудитории (рефлексия).
"Живая диаграмма"
Участникам мастер класса предлагается выразить своё отношение к данной теме, с помощью цветного песка. Красный – если тема интересна, мастер класс оказался полезным. Синий – если было неинтересно. Участники выбирают нужный цвет песка и высыпают в соответствующую банку. Мастер сравнивает уровень песка в двух банках и делает вывод, данная тема интересна и по-прежнему актуальна.
Сегодня я показала лишь малую часть экспериментов, которые можно проводить с детьми. Предлагаю вашему вниманию буклеты, в которых вы найдете и другие интересные опыты, и сможете использовать их на своих занятиях или в развлекательной деятельности.
Спасибо за внимание!