Папки-передвижки

Мастер-класс «Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Наталья Бровченко
Мастер-класс «Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс по теме

"Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Педагог: Бровченко Наталья Олеговна, воспитатель

Цель: Распространение опыта по использованию занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Задачи:

- Рассказать о роли занимательных экспериментов для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Публикация «Мастер-класс „Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС“» размещена в разделах

- Раскрыть особенности проведения занимательных экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.

- Познакомить с занимательными экспериментами разной тематики, на практической основе показать некоторые приемы организации занимательных экспериментов с разными материалами.

Материалы и оборудование: спец. одежда (маски, перчатки, халаты, вода, прозрачные емкости разного размера для проведения экспериментов, пищевые красители, растительное масло, сахар, шипучие таблетки. Слайд презентация. Куклы: Нолик и Симка (герои мультфильма Фиксики).

Участники мастер-класса : Педагоги МКДОУ.

Ход мастер-класса

Подготовительно - организационный этап:

1 СЛАЙД

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме " Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО ". В ходе работы мной будут продемонстрированы опыты с различными материалами.

Если мы обратимся к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС ДО, то увидим, что одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности). Поэтому их формирование, начиная с дошкольного возраста, – важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.

Многие ученые приходят к выводу, что наличие устойчивых познавательных интересов является одним из показателей готовности ребенка к школе, так как оказывают огромное побудительное влияние на процесс и результат обучения.

Я считаю, что одним из эффективных способов ненавязчивой организации познавательной деятельности дошкольников может быть использование занимательных экспериментов. Это позволяет не только организовать детей, но и расширяет их представления об окружающем мире, формирует в сознании ребенка представления о системе зависимостей в природе, способствуют накоплению социального опыта. Данная форма работы вполне уместна как на занятиях, так и в свободной деятельности. Давайте разберемся, что такое эксперимент, и какое роль для детей дошкольного возраста в себе несет.

2 СЛАЙД

Эксперимент (от латинского experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

- Как считаете, к каким методам обучения относится данная форма работы (ответы аудитории)

Эксперимент относится к наглядным методам обучения, если он демонстрируется педагогом, а также может являться практическим методом обучения, если в последствии самостоятельно выполняется воспитанниками.

Исходя из этого, мы можем выделить следующие виды экспериментов – демонстрационный и самостоятельный.

В процессе демонстрационного эксперимента дети наблюдают волшебное, необычное явление, еще ни разу не встречавшееся в повседневной жизни, данные опыты отличаются красочностью, зрелищностью, моментами неожиданности, привлекая непроизвольное внимание детей.

Значение демонстрационного эксперимента заключается в том, что дети знакомятся с предметом или явлением окружающей действительности (в итоге у них формируется представление о наблюдаемом предмете или явлении); у воспитанников формируются предпосылки к некоторым экспериментальным умениям : наблюдать явление, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать связи и зависимости, делать выводы и т. п. Но при проведении педагогом демонстрационного эксперимента они только пассивно наблюдают за опытом, сами при этом ничего не делают собственными руками. Такие эксперименты целесообразно использовать в развлекательной деятельности.

Значение самостоятельного эксперимента заключается в том, что при его выполнении у ребенка вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе с приборами, соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, организованность, самостоятельность в планировании своей деятельности, настойчивость в получении результата. Умение работать в коллективе У них формируется определенная культура умственного и физического труда, что является важным аспектом в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, в особенности при подготовке к школе.

Рассмотрим особенности проведения экспериментов. Здесь я бы хотела выделить

наиболее эффективные приемы организации эксперимента, но за меня это сделаете вы.

Основная часть:

Я покажу Вам несколько вариантов организации занимательных экспериментов, а ваша задача в процессе работы, выделить использованные мною приемы.

- Когда я была маленькой, я мечтала стать ученым. Вы знаете, кто такой ученый? Чем он занимается? (ставит эксперименты, делает научные открытия.)

- Кто-нибудь из Вас хотел бы стать ученым? (да)

- Тогда я предлагаю, сегодня превратиться в маленьких ученых. (Появляется спец. одежда - шапочка, маска, халат, перчатки)

РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ, ПОКА УЧАСТНИКИ ПЕРЕОДЕВАЮТСЯ

- Это специальная одежда ученых. Для чего она нужна? (для безопасности)

Здесь нужно провести беседу по ТБ, в зависимости от материалов, с которыми работаете. Использование специальных атрибутов в процессе экспериментирования, придаст дополнительной мотивации, интереса, а также динамики занятию.

Во время переодевания, мастер "случайно" находит фигурки фиксиков.

- Друзья, кто это? (фиксики) Вы знаете, кто такие фиксики?

СЛАЙД 3

- Сегодня они будут нашими помощниками.

- Господа ученые, приступаем к фикси-экпериментам.

- Сейчас на улице зима, не хватает солнышка, красок. Только представьте, лето, дождик прошел, выглянуло солнышко и появилась радуга. Все вокруг сразу заиграло бы множеством красок. Да. жаль, что сейчас не лето.

Симка: Не отчаивайтесь, господа ученые, мы сможем изобрести радугу прямо в этой комнате.

Нолик: 1, 2, 3, 4, 5, можно опыт начинать!

СЛАЙД 4

Радуга в стакане

Оборудование: сахар, стакан из прозрачного стекла, красители разных цветов.

Педагог предлагает детям посмотреть интересный опыт. Во время демонстрации комментирует свои действия:

- Нам нужно пять стеклянных стаканов. Добавляем в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4. Ставим их по порядку, и запомним сколько сахара в каком стакане. Теперь добавляем в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешиваем. Аккуратно, с помощью ложки вливаем жидкость в чистый стакан. Нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.

Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои. Педагог задает вопрос:

- В чем же секрет? (предположения детей)

Объяснение педагога:

- Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Нолик: Ну как? Если вам все еще не хватает красок, тогда смотрите следующий опыт.

- Что нам для него потребуется?

5 СЛАЙД

Взрыв цвета в молоке

Оборудование: цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Педагог показывает эксперимент, комментируя свои действия:

- Наливаем молоко в тарелку,

- Добавляем в него по несколько капель каждого красителя. Делаем это аккуратно, чтобы капли красителя не перемешались между собой,

- Теперь возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а капли красителя смешиваться в узоры, как настоящий взрыв.

- Как вы думаете, почему красители начали двигаться? (предположения)

Объяснение опыта педагогом:

-Мы знаем, что в молоке содержатся молекулы жира. При добавлении в молоко, моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира и приводит их в движение. Именно поэтому капли красителя начинают перемещаться.

- Хочу продемонстрировать Вам еще один очень простой, но очень зрелищный опыт "Безопасный вулкан".

РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ

- Чтобы демонстрировать данный эксперимент, детей нужно познакомить и вспомнить само понятие "Вулкан". Как организуете предварительную работу?

Познакомить детей с геологическим образованием вулкан можно с помощью рассказа педагога, просмотра иллюстраций, обучающего фильма, слайд презентации. Педагог акцентирует внимание на том, что данное явление очень опасно для жизни и предлагает сделать каждому свой безопасный вулкан.

5,7 СЛАЙД

Безопасный вулкан

Оборудование: растительное масло, пищевой краситель, вода, шипучая таблетка.

Педагог проговаривает алгоритм действий, дети выполняют: Сначала наливаем в стакан немного растительного масла, затем окрашенную воду. Теперь кидаем в стакан шипучую таблетку и наблюдаем за реакцией. схема

Объяснение опыта педагогом:

- При соединении двух жидкостей - воды и масла, вода опустилась на дно, так как имеет большую плотность. Шипучая таблетка также опускается на дно под своим весом. Реакция таблетки с водой подобна реакции соды и уксуса. При соединении с водой кислота и щелочь вступают в реакцию, образуя газ, который вместе с частичками воды поднимается на поверхность и создает впечатление извергающегося вулкана.

Заключительная часть:

8 СЛАЙД

Оценка реакции аудитории (рефлексия).

"Живая диаграмма"

Участникам мастер класса предлагается выразить своё отношение к данной теме, с помощью цветного песка. Красный – если тема интересна, мастер класс оказался полезным. Синий – если было неинтересно. Участники выбирают нужный цвет песка и высыпают в соответствующую банку. Мастер сравнивает уровень песка в двух банках и делает вывод, данная тема интересна и по-прежнему актуальна.

Сегодня я показала лишь малую часть экспериментов, которые можно проводить с детьми. Предлагаю вашему вниманию буклеты, в которых вы найдете и другие интересные опыты, и сможете использовать их на своих занятиях или в развлекательной деятельности.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР»Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» Консультация для воспитателей «Тесто – пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» По данным исследования ученых.

Мастер-класс «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста» Тема: «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: Создать условия для формирования знаний у.

Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Маг, что придумал бумагу цветную.

Мастер-класс «Изготовление торта из пенопласта и салфеток с детьми старшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Изготовление торта из пенопласта и салфеток с детьми старшего дошкольного возраста» Идея создание торта пришла мне в тот момент, когда ребята играли в уголке и пришли ко мне с вопросом. Им нужен был торт для празднование,.

Мастер-класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: создание цветов в технике квиллинг. Задачи: формировать умение скручивать бумажные полоски в роллы, развивать творческие способности.

Мастер-класс с воспитателями «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей Тема: «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство.

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Педагогический проект: «Уроки мудреца-Светофора» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Педагогический проект: «Уроки мудреца-Светофора» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Автор: Гиря Оксана.

Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Прогулки с ребёнком — важный этап его развития Первые элементарные представления об окружающем мире, живой и неживой природы, человек получает.

Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС. Здоровье ребенка, его социально-психологическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Опубликовано: 22 мая 2017 в 11:48
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бровченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД