Лушникова Марина Валентиновна
Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством использования инновационной технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в играх.
Задачи: Создать творческую атмосферу;
Познакомить и обучить внедрению игр, на основе технологии ТРИЗ, для развития связной речи дошкольников и обогащению словаря.
Уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс „Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством использования инновационной технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
1 слайд. Вашему вниманию предлагается мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ»
Развитие коммуникативных способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. И эта страна называется ТРИЗ. 2 слайд Что же такое ТРИЗ вам поможет понять следующая история: «В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Итак, вы предложили много вариантов, зачту самый лучший вариант. Девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся «Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне». А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы, как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр занятий, признанная не изменять программу, а максимально увеличивать её эффективность.
3 слайд. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.
Методы и приёмы ТРИЗ позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Основным средством в работе с детьми является педагогический поиск. Воспитатель не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребёнком истину, ребёнок должен её находить.
ТРИЗ позволяет детям почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.
4 слайд. Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ для детей разных возрастных групп. И так давайте поиграем.
5 слайд. Игра «Что бы это могло быть?» (вторая младшая группа)
Цель: Формировать умение на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать ассоциативное мышление.
Вам нужно подобрать как можно больше предметов похожих, на заданные геометрические фигуры Изображения красного круга, зеленого треугольника, синего квадрата.
6 слайд. Настольная игра «Найди пару»
Цель: закрепить умение детей работать по модели «объект – имя признака – значение признака», усвоение детьми общего способа составления сравнений. Формирование навыков образной речи.
7 слайд. Игровое оборудование: планшет с изображением универсальной формы «Учимся сравнивать», набор предметных картинок с изображением объектов, которые можно сравнивать по какому-либо признаку, набор 17 признаков в двух экземплярах.
8-9-10 слайд Ход игры:
Вариант 1. Дети берут по одному символу имени признака и подбирают два объекта с одинаковым или разным значением выбранного признака. Карточки располагаются на планшете.
Вариант 2. Дети получают планшеты с двумя объектами. Задача детей подобрать признак, по которому можно объединить эти объекты по одинаковому или разному значению признака.
Вариант 3. Дети получают картинки с объектами и объединяются в пары по одинаковому или разному значению признака объекта.
11 слайд. Настольная игра «Что я знаю?»
Цель: упражнять детей в умении задавать вопрос себе и отвечать на него, задавать вопрос играющим в игру, закреплять знания о признаках и их значениях.
Игровое оборудование: игральные кубики, на сторонах которых схематически изображены имена признаков кубики на сторонах, которых изображены предметные картинки с объектами, а также игральный кубик Я, ТЫ, Вы.
Ход игры:
Вводить в игру игральные кубики по мере изучения с детьми признаков объектов. Дети поочерё дно кидают три кубика одновременно: признаки, объекты, «Я, ТЫ, Вы». В зависимости оттого какой стороной выпал кубик «Я, ТЫ, Вы», задают вопрос сверстнику «ТЫ», взрослому «ВЫ» или отвечают на него сами «Я».
12 слайд. Игра «Объяснялки» (средняя группа)
Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Изображения яблони и ложки. Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ, как от яблони перейти к ложке.
Педагог начинает цепочку, коллеги продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. — В саду росла яблонька, на которой … — Висели вкусные и спелые яблочки. — Яблочки были спелые и поэтому сами … — Сами падали на землю. — Так как яблочки падали, бабушка… — Бабушка их собирала. — Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… — Варила вкусное варенье. — Варенье было вкусное, поэтому… — Внуки ели его прямо ложками.
13 слайд. Игра «Где живут маленькие человечки?»
Цель: закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества. Формировать представление детей о разнообразии неживой природы на Земле.
Игровое оборудование: - три картинки с изображением домиков, в которых живут маленькие человечки (три агрегатных состояния вещества по методу моделирования маленькими человечками) : твердого, жидкого, газообразного состояния.
14 слайд. Настольная игра «Волшебные звуки» для детей от 5 лет
Цель: Упражнять детей в умении определять объект по заданным признакам и звуковой схеме слов; закреплять знание обозначения разных звуков через цвет; развивать фонематический слух.
Правила игры:
В игре могут принимать участие от двух до восьми игроков.
15 – 16 слайд. На игровом планшете изображена звуковая схема слова, признак и его значение.
Необходимо предложить игрокам найти объект из карточек, разложенных на столе, соответствующий звуковой схеме слова и заданному признаку данного объекта. Например, на планшете изображена звуковая схема, признак
«Рельеф» и его значение «пушистый, мягкий», игрок выбирает все пушистые объекты: заяц, тигр, лиса. Затем игрок читает звуковую схему, подбирая один из объектов.
17 слайд. Настольная игра «Загадочные прятки»
Цель: закреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, составлять описательные рассказы, загадки. Создать предпосылки для развития способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, мыслить творчески.
Игровое оборудование: - 4 планшета, разделённых на 9 секций, центре которого стоит знак вопроса;
- 4 комплекта значков имён признаков
- набор предметных картинок с изображением объектов для сравнения или описания;
18 слайд. Ход игры:
«Подбери сравнения»
Ребенку даётся экран (планшет, на нём в центре стоит знак вопрос, нужно выбрать объект для описания. В других ячейках указаны значки с именами признаков. Из картинок, находящихся на столе, ребёнок подбирает сравнения с объектом. ( Например: объект для описания - апельсин. Выставлены имена признаков: цвет, форма, размер, вес, место расположения (классификационная группа, материал, вкус, природный-рукотворный мир). Ребёнок в ячейки с именами признаков ставит картинки-сравнения, рассуждая: по цвету апельсин похож на морковку (картинка морковки, по форме круглый, как мячик (картинка с мячиком) и т. д.)
19-20 слайд. «Придумай загадку»
Ребёнку предлагается объект, о котором он будет составлять загадку. Ребенок описывает объект и заполняет все ячейки. В центре экрана карточка с объектом переворачивается изображением вниз. Когда весь экран заполнен ребенок загадывает загадку.
Этот объект никому не показывается. Ребёнок самостоятельно подбирает карточки с именами признаков и картинки-сравнения и выставляет их в кармашки экрана. Затем составляет загадку и озвучивает её другим детям.
Если отгадали правильно, в центре экрана переворачивает картинку-отгадку.
21 слайд. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей :
снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива,
повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
22 слайд. И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Кто готов к общению с директором ресторана?
23 слайд. Спасибо за внимание!