Галина Буланова
Мастер-класс «По ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс :
«По ступенькам финансовой грамотности».
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Буланова Галина Леонидовна.
Цель мастер-класса : повышение педагогической компетентности участников в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы;
Публикация «Мастер-класс „По ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- познакомить педагогов с необходимостью финансовой грамотности, ее возможностями;
– расширить кругозор посредством игр экономической направленности ;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики.
Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое
деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться.
Сегодня я вас приглашаю принять участие в мастер -классе «По ступенькам финансовой грамотности», где мы обсудим вопросы финансовой грамотности в детском саду, используя игровые приемы и методы. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись. Начинаю разминку с загадок - добавлялок,а вы вслух и хором можете мне отвечать.
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).
- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги).
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк).
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог).
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
- На товаре быть должна, обязательно … (цена).
- Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход).
- Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги).
- Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад).
- На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты).
Вывод по разминке: Неспроста мы начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях. Молодцы.
Вижу, что вы готовы продолжать работу, в ходе которой должны правильно и быстро выполнять много интересных заданий. За правильные ответы я буду давать вам монетки. Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.
Создание оригами – кошелька. Последовательная схема как складывать кошелёк показана на экране. Выполнение задания.
Вот кошельки готовы.
Вывод: теперь опыт изготовления с помощью оригами кошельков вы можете использовать в работе с дошкольниками. Я думаю ребятам будет очень интересно изготовить красивые кошелёчки для своих монеток.
Ну а мы продолжаем.
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
И следующая игра называется «Экономика в сказках». Она позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
Я буду задавать вопросы по очереди, а вы ответ и краткое пояснение.
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2 В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
3 В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
4 В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой).
5 В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки).
6 В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала? («Курочка Ряба»).
Вывод: Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
В течении всего образовательного процесса мы можем применять физкультминутки. И мы с вами тоже поиграем.
Физминутка «Будем денежки считать».
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Следующие задание называется «Отвечай правильно». Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1-й стол: Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
2 стол: Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
1 стол: Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …
а) Нужно, объяснить ребенку, что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.
б) Согласится и купить эту вещь.
в) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год.
2 стол: Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?
а) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.
б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
в) Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.
Вывод по заданию: Правильно коллеги, в ваших ответах услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить с данной ситуации.
Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, конечно, догадались, что это реклама, «Для чего нужна реклама?» ( ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать где можно купить дешевые товары.)
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама)
Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующую игру «Рекламный агент». Внимание задание.
«Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К масленичной неделе они планируют начать выпуск новых сортов молока и творога. Предлагаю командам выбрать продукт, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу» и презентовать его.
Обратите внимание у вас на столах лежит чистый лист, карандаши, клей картинка к рекламе данного продукта. Вам дается 2 минуты, чтобы придумать текст и нарисовать или наклеить картинку к продуктам (молоко, творог) .
Вывод по заданию: использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.
Рефлексия.
- В течении нашего мастер класса вы зарабатывали монеты, с помощью которых можно произвести финансовое действие (обмен).
Мы сегодня познакомились с игровыми приёмами, которые вы можете использовать в работе по формированию основ финансовой грамотности в детском саду. Но в каких областях образовательной деятельности?
На это вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе ( на магнитной доске расположены надписи: загадки, оригами, реклама, сказки, физминутка, а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).
Скажите в какой образовательной области можно использовать : загадки? сказки, оригами, рекламу, физминутку.
(Маркером при ответе отмечаем стрелочкой).
Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное нами задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.
Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.
Я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику!
И я благодарю всех!
Спасибо за внимание!