Алла
Мастер-класс по проведению занятия по экологии для дошкольников «Природа — мудрый учитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер– класс по проведению занятия по экологии для дошкольников.
Тема: Природа - мудрый учитель.
Цели: в интересах устойчивого развития, формирование экологической культуры у дошкольников, включающей в себя знания о природе, взаимосвязях в ней и способах её сохранения.
Задачи: -
1. Образовательные:
—закрепить представления о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Публикация «Мастер-класс по проведению занятия по экологии для дошкольников „Природа — мудрый учитель“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
— учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
— закрепить понятие баланса, используя познавательную беседу.
— продолжить формировать представления об основных аспектах УР, таких как экономический, экологический и социальный.
2. Развивающие:
— развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы воспитателя;
— обогащать словарь новыми словами: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка.
— развивать образное мышление и воображение
— развивать внимание детей, логическое мышление.
3. Воспитательные:
— воспитывать гуманное, эмоционально- доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру.
— способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы совершим лесную прогулку. Презентация.
1. На первый взгляд лес кажется пустым - одни деревья. Обратите своё внимание на деревья в лесу (какое время года, его стволы и ветви (как растут, они направленны вверх (почему, тянутся к солнцу. Лес не сразу откроет перед вами свои секреты (как вы думаете почему мы не видим жильцов, но когда вы хорошенько присмотритесь к нему и прислушаетесь, то поймёте, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселённый множеством жильцов (КЛИК на значок «звук») Они щебечут, пересвистываются, пищат. (КЛИК) У каждого в этом доме есть своё место и своё дело. (КЛИК) У гусеницы место на листке. Дело у неё одно- поедать листья. Ползёт она по краешку листа и вгрызается в него острыми челюстями. Если прислушаться- даже хруст слышно. (КЛИК) На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. Потом нашла колосок, попробовала - спелый ли, и потащила к себе в норку, про запас. (КЛИК) А в стволе дерева, под корой, проедает - пропиливает свой ход личинка жука-усача. (КЛИК) Она питается древесиной. И если дать гусеницам, жукам и мышам волю - они весь лес съедят!
Только не случится этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает. (КЛИК) Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу- Цап!- И понесла в гнездо, птенцов кормить. (КЛИК, даже страшная гусеница для кого-то деликатес, еда, необходимость) Скользнула в траве ласка, в мышиную нору- и нет мышки. (КЛИК) А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор, и стал долбить дырку. Ах. Какая вкусная! Не зря старался. Но и за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, крупнее. Синицу и дятлов ловят соколы (КЛИК) и ястребы (КЛИК, ласку ночью сова может подхватить (КЛИК).
И получается, что все лесные жители друг от друга зависят. (КЛИК) Ястребу не прожить без синиц, синицам -без листьев, всем вместе- без леса. Это и есть большое сообщество растений и животных, которое связывается друг с другом как звено в цепочке.
Гимнастика для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (Закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.
Увидят наши глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Вопросы для обсуждения:
Лес-дом для птиц и животных, насекомых. А что дает лес человеку? (ягоды, грибы, древесину, свежий воздух, лекарственные растения, еду)
Демонстрационный материал «Польза леса»
А как вы думаете, что будет, если не станет дятлов? (мышей….) (будет много насекомых-вредителей, лес погибнет, не станет деревьев, не станет свежего воздуха).
Сможет ли природа и человек существовать без леса?
Вывод: Демонстрация цепочки из бумаги. если прервется цепочка, то нарушится баланс в природе. (разрываем одно звено, одна часть оказывается больше другая меньше). Не стало дятлов, синиц, стало много насекомых-вредителей.
А если еще и человек вмешается в природу, например оставит мусор или разведет в лесу костер, что же тогда будет? Представьте, что вы - «природа», встаньте на одну ногу и попробуйте стоять ровно, держать баланс. (мешаем балансировать). Природа мудра. Она сама умеет регулировать всё живое на планете. Но если в природу вмешивается человек, с необдуманными поступками, то природе сложно держать баланс и всё может рухнуть, погибнуть. Для восстановления баланса природе требуется очень много времени.
Лес – это живая или неживая природа (единый комплекс живой и неживой природы, основу леса составляют растения и его обитатели)
Без чего не может существовать всё живое на нашей планете? (Воздух, вода, еда и солнце) Солнце – источник энергии, необходимой для жизни на Земле. Зеленное растение, способное поглощать солнечную энергию, - начало любой пищевой цепи.
Дидактическая игра в цепочки
Строим сначала простые цепочки, из 2 составляющих, затем можно усложнить, сосчитать сколько получилось звеньев в цепочке и всего цепочек.
Физминутка
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание,
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд,
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).
Сказка
Жил-был Филин Филя. Ему было 10 лет. Больше всего он любил охотиться за мышами в лесу. За всю свою жизнь он поймал столько мышей, что и не сосчитать! Недалеко от леса жил старик. У него был маленький домик, небольшой участок земли и сарай, где он держал корову.
Корова давала очень много молока. Старик его продавал, на это и жил. Филе всегда было интересно посмотреть, кто живёт у леса. И однажды он решил слетать познакомиться с жителями небольшого домика. Прилетел Филин к домику, а там старик во дворе с коровой своей разговаривает. Обрадовался Филя, подлетел поближе. А старик так испугался, увидев Филю, что запустил в него метлой. Филин упал на землю. А старик спрятался в доме. Корова тихонечко подошла к Филину.
«Ты кто?»,- спросила она. «С тобой всё хорошо?»
«Я Филин Филя. Со мной всё в порядке. Почему твой хозяин меня обидел? Я же ему ничего плохого не делал?»,- произнёс Филя.
«Не обижайся на него, Филя. Он просто испугался тебя. Вот и стукнул от страха»,- сказала Корова.
Филя отряхнулся от пыли и сказал: «Я хотел с кем-нибудь подружиться, а здесь меня обижают. Я лучше полечу в другие края искать друзей.» И улетел.
Как только улетел Филин, некому стало ловить мышей в лесу. Стало их очень много. Мыши поедали соты, шмели в итоге улетели в другой лес. Не стало в лесу ни Филина, ни шмелей. Без шмелей и клевер исчез. Корове нечего стало есть. Она перестала давать молоко. И старику не на что стало жить.
Тогда решил старик отправиться за Филином. Долго ходил Старик по лесам в поисках Филина. И наконец-то ему улыбнулась удача. Он его нашёл. Старик извинился перед Филей и попросил его вернуться в его родной лес. Филин согласился, они вместе прибыли к домику Старика, где их уже встречала корова. С тех пор наладилось всё в лесу. Мышей стало мало. Шмели вернулись. Появился клевер. Корова снова давала молоко. Все они жили дружно и счастливо много лет.
Рефлексия
Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали на занятии? (пищевая цепочка)
Ребята вы поняли, что такое пищевая цепочка?
Что мы можем сделать, чтобы баланс в природе не нарушился (бережно относится к природе)
А в какой русской народной сказке тоже есть цепочка? (Репка)
В заключении нашего занятия, давайте мы с вами построим пищевую цепочку по данной сказке. (нужно одеть маску и построиться в правильном порядке)
- у вас все получилось, молодцы!
Я думаю, теперь вы все убедились, что необходимо соблюдать природный баланс, чтобы всем нам, и людям, и животным и насекомым было хорошо.
Триединство – экономический аспект (честный мир)- старик продавал молоко, получал за это деньги. (оптимальное использование ресурсов)
Экологический (изобильный мир)– присутствие всех представителей цепи обязательно, иначе цепочка разрывается. (биоразнообразие)
Социальный аспект (пригодный для жилья мир) – справедливое распределение благ.
(старик может комфортно? существовать, если у него есть деньги на все его потребности)