Анна Степанова
Мастер-класс для педагогов по приобщению детей к истории русской культуры посредством искусства ручного труда. Ткачество
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад «Берёзка»
Посёлок Харанжино
МАСТЕР – КЛАСС
по приобщению детей к истокам русской народной культуры через искусство ручного труда.
Ткачество.
Тема: «Ковроткачество для дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
Степанова А. С.
Актуальность.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по приобщению детей к истории русской культуры посредством искусства ручного труда, Ткачество» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
В настоящее время назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам народной культуры
Цель :
- приобщение к духовно-нравственным и культурным традициям;
Задачи мастер-класса :
• передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка творческих приемов решения поставленной в теме педагога проблемы;
• рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса;
СЛАЙД 7
Ход МЕРОПРИЯТИЯ.
Звучит музыка, воспитатели входят в избу.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне в русскую избу.
- Уважаемые гости! На Руси было принято не многословие. А показывать свою радость и уважение к хозяевам дома языком жестов.
Именно отсюда, пошел обряд поклона.
МОЁ СОЛНЦЕ И ВОЗДУХ (руку вверх)
МОЁ СЕРДЦЕ (руку к сердцу)
ИДЕТ С ДОБРОМ (поклон).
Я очень рада всех вас видеть.
Изба у меня не большая. Да красивая какая. На убранство поглядите. Да про все мне расскажите.
Хозяйка: Красна изба не углами, а красна пирогами»
- А скажите мне, как понять «красна изба» (красивая)
- Сшейте мне матушка красный сарафан. (Это означало, что не в смысле он будет красный, он будет красивый)
На Руси в русской избе почти все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти, корзины.
Художественное ручное ткачество- своеобразный вид народного мастерства, издавна известный в России. В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту.
СЛАЙД 8
Изначально ковры и паласы несли только утилитарные функции: их стелили на пол, ими отгораживали угол в жилище, а иногда ковер выполнял роль двери.
СЛАЙД 9
И только спустя столетия, с развитием мастерства, изделие ковроткачества переросло в произведение искусства. Настали времена, когда ковры ручной работыстали показателем роскоши и богатства своих хозяев
СЛАЙД 10
Традиция ковроткачества имеет глубокие древние корни и тесную связь с русской культурой и народными обычаями. Секреты ковроделияпередавались из поколения в поколение, благодаря чему сегодня сохранилось почти забытое ремесло наших бабушек.
СЛАЙД11
С целью ознакомления воспитанников детского сада с истоками искусства ручного труда мы создали мини музей русской избы, где старшие дошкольники познакомились с домашней утварью, которую люди использовали в своем быту, а также с готовыми изделиями ковров. Такие экскурсии дают детям возможность увидеть древнейшие ткацкие станки и прялки. старинные и современные ковры, паласы, полотенца, созданные руками мастериц Детям важно не только увидеть глазами, но и потрогать руками, попробовать все самим.
СЛАЙД. 12
Ручное ткачество очень увлекательное и в то же время трудоемкое занятие. Мы его конечно же упростили: в качестве ткацкого станка используем деревянные рамки, и картонное полотно, а само плетение осваиваем с помощью цветных шнурков. Выработав сноровку переходим на шерстяную нить. Разнообразие цветов и фактур создает простор для детской фантазии.
СЛАЙД. 13
Техника ковроткачества развивает мелкие моторику пальцев, внимание, усидчивость, а также художественный вкус.
В этом случае обращение к традиционному декоративно – прикладному творчеству и в частности ткачеству, способствует художественно – эстетическому воспитанию ребенка.
Переключение дошкольников с образовательной деятельности на художественную, способствует сокращению перегрузки у детей, оказывает значительное психотерапевтическое воздействие: уходит тревожность, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, в своих силах и ощущение радости.
СЛАЙД 14
II. Практическая часть.
1. Знакомство с техникой ковроткачества. 5-7 минут
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам познакомиться с техникой ручного ковроткачества.
На ваших столах лежат рамки, картон, деревянные палочки. Для экономии времени на них уже натянута нить основы.
СЛАЙД 15
Внимание на экран (слайды-фото с подробным описанием)
Для работы нам понадобится рамка, прочные хлопковые или льняные нити, цветная шерстяная пряжа, ножницы, 2 деревянные линейки и гребень, который заменит нам колотушку. Вот такой нехитрый ткацкий станок. Посмотрите на экран. (фото крупным планом)
СЛАЙД 16
На рамку очень туго натягиваем нить основу, закрепляем ее за края рамы. Кстати, цвет основной нити не имеет значения, т. к. ее не будет видно под цветной нитью утка.
Основа и уток - главные действующие персонажи в ткачестве.
Основа- это нити, идущие вдоль ткани, по вертикали
Уток- это нити, пересекающие основу под прямым углом, по горизонтали
Для того чтобы края нашего коврика получились ровными в нижней части рамы мы вставим линейку под четные нити основы. А теперь прямо над линеечкой нужно сплести уравнительную цепочку основной нитью.
Она распределяет нити на пары и фиксирует расстояние между ними.
Цепочка закрепляет край изделия, ее выполняют в начале и в конце работы.
Далее той же нитью мы прокладываем несколько рядов простого утка по следующей схеме
СЛАЙД 17
Обычный уток – это простое переплетение. Нить прокладываем свободно, проложив несколько рядов прибиваем колотушкой или вилкой. В нашем случае деревянным гребнем. Иначе полотно будет стягиваться, а этого допускать не надо. И так полотно будет иметь необходимую плотность.
СЛАЙД 18
Техника ковроткачества довольно проста, но требует усидчивости, терпения и большого количества времени. На создание одного полотна, в зависимости от размеров, уходит от нескольких дней до нескольких месяцев.
Представляю вам несколько работ наших детей, их немного т. к работу над этой теме мы недавно начали и в переди нас ждёт познакомиться не только с коврами но и элементами одежды (пояс, платки, и многое другое).
Рефлексия.
Замечательные получились работы. Что они несут в себе эти картины? Вам понравилось быть художниками?
Отвечают: Они хранят тепло рук мастера и частичку его души. Доброту.
СЛАЙД 19
Уважаемые коллеги! Благодарим Вас за внимание и участие. Очень надеемся, что мы не зря потратили ваше драгоценное время и смогли рассказать вам что-то интересное. До новых встреч!