Диана Иванова
Мастер-класс для педагогов по изготовлению лэпбука «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Лэпбук как инновационный подход
в работе с дошкольниками»
Тема: «ЛЭПБУК (Lapbook) «Моя семья».
Цель: познакомить педагогов ДОУ с формой работы лэпбук и этапами его изготовления.
Задачи:
1. Проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения инновационности и педагогической ценности.
2. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и этапами работы с ним.
Темочки:
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя семья. ИЗО, поделки
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
3. Формировать практические навыки изготовления интерактивных папок.
Дидактический материал: готовые лэпбуки на разные темы.
Раздаточный материал: картон белый – основа 2 листа, листы формата А4 - шаблоны, карточки по теме, ножницы, скотч, клей.
Ожидаемый результат: лэпбук на тему «Моя семья».
Ход мастер-класса :
I. Организационная часть.
- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хотела бы представить Вам, на мой взгляд, инновационный подход в работе с дошкольниками – лэпбук! А также, хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.
II. Теоретическая часть.
- Процесс получения новых знаний требует основательного подхода, заинтересованности всех участников данного процесса, их вовлеченности, активности, а именно познавательной активности.
- Я считаю, что проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
- Наша задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Таким образом, цель педагога научить ребенка учиться, добывать и перерабатывать информацию и в дальнейшем использовать ее.
- В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук».
- Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста, а вам знакомо такое слово «ЛЭПБУК»? (Ответы).
- Итак, лэпбук – это интерактивная папка, изготовленная самостоятельно или с использованием готовых шаблонов. Лэпбук подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации, проведению исследования, созданию проекта. Это очень наглядный способ обучения, потому что папка занимательно и красочно оформлена кармашками, карточками, окошками, различным дидактическим материалом. С ней занятия становятся интересными, познавательными, запоминающимися.
- Чем для меня стала привлекательна данная форма работы?
1. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную совместно или же своими руками книжку.
2. Ребенок научится самостоятельно собирать, анализировать и организовывать информацию.
3. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективный лэпбук.
4. Это просто интересно, развивает творческий подход и фантазию!
5. Лэпбук полностью соответствует требованиям и принципам ФГОС, а также служит прекрасным дополнением к развивающей предметно-пространственной среде группы.
Чем полезен лэпбук в работе педагога?
• организовать материал по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
• оформить результаты совместной проектной деятельности;
• организовать индивидуальную и самостоятельную работу с детьми;
• реализовать партнерские взаимоотношения между взрослыми и детьми;
• творческая самореализация педагога, ребенка, родителей.
- Позвольте, продемонстрировать Вам, уже имеющиеся у нас в группе лэпбуки, на темы: «Осень», «В гостях у сказки», «Зима», «Весна», «Огород». (Демонстрация лэпбуков).
Каждый лэпбук посвящен определенной теме, и чем конкретнее тема, тем подробнее можно ее раскрыть. Для старших дошкольников лучше выбирать конкретные темы. Для младших дошкольников тема может быть более общей, но оформление должно быть ярким и запоминающимся, так как маленькие дети лучше воспринимают визуальную и тактильную информацию.
Требования к лэпбуку :
1. Прочность. Материал должен быть такой, чтобы многоразовое использование папки не привело к потере качества.
2. Эстетичность. Красочное оформление поможет заинтересовать ребенка.
3. Информативность. Полное раскрытие конкретной темы.
4. Доступность. Текст излагается кратко, понятно и доступно.
5. Вариативность. Тема должна быть раскрыта разными способами освоения информации.
- Что нужно, чтобы сделать лэпбук? Сегодня я предлагаю для Вас тему лэпбука «Моя семья». Тема соответствует календарно-тематическому планированию, и по - моему мнению, сегодняшняя наша с Вами работа по изготовлению лэпбука, позволит раскрыть ее более полно, чем в ОД.
Разберем этапы работы:
1. Тема (Сегодня для Вас я ее подготовила) «Моя семья».
2. План (Используем для того, чтобы продумать все, о чем вы хотите рассказать в папке, так как это учебное пособие).
По данной теме, я предлагаю Вам следующий план:
• Семейное дерево (Родословная). Раскроем иерархию семьи, узнаем о членах семьи и др.
• Семья это… Знакомим с ценностями и традициями семьи.
• Периоды жизни человека. Формируем знания о периодичности жизни человека и членах семьи.
• Профессии семьи. Расширяем знания о труде и профессиях близких и не только.
• Занимательные задания, загадки о семье, пазл. Вызываем интерес к теме, развиваем познавательные способности.
3. Макет. Черновик. Мы рисуем на листе бумаги, как, что и где у нас будет находиться, т. е. распределяем информацию по пунктам плана, и выбираем форму, в которой она будет представлена в лэпбуке (кармашки, пазлы, разрезные картинки, мини-книжки, блокнотики, гармошки, карточки). Все зависит от вашей фантазии!
4. Создание шаблона. (См. приложение) Сегодня мы обучаемся новому и для Вас есть шаблоны, рассмотрите их. Также и Вы можете для начала работы с лэпбуком предложить ребенку (группе детей) готовые шаблоны, заинтересовать созданием папки, затем изготовить совместно, а дальше использовать его в работе. А в перспективе ребенок и родитель, ребенок делает самостоятельно.
5. Изготовление лэпбука.
III. Практическая часть.
- Уважаемые, коллеги! Я предлагаю приступить к практике. Обратите внимание, на Ваших рабочих местах есть все необходимое, приглашаю Вас к работе.
- Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:
• Обычная бумага, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. Для нашей встречи, я уже подготовила для Вас шаблоны. (2 листа А4 – основа)
• Ножницы, степлер.
• Клей-карандаш для бумаги.
• Скотч.
• Картон белый или просто плотный 2 листа. Для экономии времени, цветную основу папки я распечатала для Вас на плотной фотобумаге.
- Приступим к работе! По шаблону Вы видите, что один лист А4 основы папки мы оставляем нетронутым, а другой разрезаем пополам. Затем склеиваем их скотчем так, чтобы получились обложка и сгибы. (См. приложение)
- Как Вы успели заметить, на основе папки уже размечены места, где будут расположены кармашки с заданиями и др. Это и есть готовый макет. Наша следующая задача вырезать все детали и приклеить на свои места по разметке на шаблоне.
Педагоги самостоятельно вырезают и приклеивают кармашки и картинки-наполнители. (См приложение)
В процессе изготовления педагоги получают рекомендации по работе с данным лэпбуком.
IV. Заключение.
В результате мы изготовили лэпбук, в нем поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему. Я постаралась рассказать обо всех этапах создания лэпбука. Подведем итог.
Мы можем научить детей посредством интерактивной папки:
• планировать предстоящую деятельность;
• договариваться со сверстниками;
• распределять обязанности;
• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
• принимать собственные решения, опираясь на свои представления и умения, делать выбор;
Преимущество использования лэпбука :
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни ребенка и детского сада;
- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход; инновационный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Таким образом, ЛЭПБУК – это универсальное пособие которое может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.
Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
- Как по вашему мнению прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения.
Спасибо всем за внимание и сотрудничество!
Список литературы:
1. Блохина Е. Лэпбук – «наколенная книга»/Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч. – Москва, 2015, № 4.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС Д. А. Гатовская Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
3. Родионова О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении
О. Р. Родионова. - М., 2000.
4. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 2004.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155).
6. https://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/