Мария Павловна Радищева
Мастер-класс по использованию лэпбука в досуговой деятельности музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по использованию Лэпбука
в досуговой деятельности музыкального руководителя.
Цель: Знакомство участников с опытом использования дидактического пособия «Волшебный мир музыки» изготовленного в форме Лэпбука в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс по использованию лэпбука в досуговой деятельности музыкального руководителя» размещена в разделах
- Лэпбук по теме «Музыка». Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Темочки
• Познакомить участников мастер-класса с содержанием дидактического пособия «Волшебный мир музыки» Лэпбук и новыми музыкально-дидактическими играми.
• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально-дидактических играх.
• Ознакомление с рекомендациями по использованию Лэпбуков в совместной и самостоятельной деятельности детей в группе.
Одним из целевых ориентиров освоения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Исходя из этого, создала очень интересное, познавательное, а так же развивающее дидактическое пособие «Волшебный мир музыки» в форме Лэпбука, который находится в музыкальном зале.
Создавая Лэпбук я, прежде всего, учитывала новый подход, направление и специфику в своей педагогической деятельности. Он создан на основе музыкально-дидактических игр, которые являются одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
И главная особенность ООД (организованной образовательной деятельности) в ДОУ на современном этапе – это включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Одной из таких форм стало появление технологии Лэпбук.
«Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга).
Лэпбук, или интерактивная папка, – это самодельная книжка – раскладушка, с кармашками, конвертами, дверками, окошками, подвижными, потайными деталями, перекидными блокнотами, музыкальными инструментами, дисками, карточками, картинками и т. д., где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое. Это универсальное пособие даёт ребёнку возможность самостоятельно или с участием педагога проводить ознакомление с наглядным материалом. Ребенок решает, как взаимодействовать с Лэпбуком, открывает, раскладывает и использует определённые предметы по своему желанию. Лэпбук также поможет закрепить изученный материал.
Лэпбук – это средство совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Мобильность Лэпбука позволяет использовать его для каждой тематической недели, для индивидуальных возрастных особенностей воспитанников. Для этого применяются кармашки, конверты в которых меняется дидактический материал в зависимости от поставленных задач.
Лэпбук – это универсальное средство обучения детей дошкольного возраста, которое может применяться в любой музыкальной деятельности.
Актуальность: педагогическая технология актуальна, потому что в последнее время наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, нарушениями координации движения, нарушениями памяти.
Лэпбук можно использовать в совместной деятельности детей и взрослых и в самостоятельной деятельности детей (досуговой деятельности).
Формы проведения досуга очень разнообразны:
постановка спектаклей;
театрализованные действия;
музыкально-литературные композиции;
музыкальные и литературные вечера;
концерты;
спортивно-музыкальные конкурсы;
забавы;
совместные посиделки;
Все эти виды работы с детьми дают возможность приобщить детей к художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству, сделать пребывание ребенка в детском саду занимательным, интересным и познавательным.
В отличие от праздников, в досуговые часы мы имеем возможность в игровой, занимательной форме вывести детей за рамки обыденности.
Досуги не требуют такого большого и кропотливого труда, как это бывает на утренниках. Дети легче идут на контакт, их не смущает та большая ответственность и эмоциональные переживания по поводу собственного выступления. Тут есть возможность импровизировать, вступать в споры, меняться ролями, самостоятельно опробовать разные виды деятельности. Тут нет официальности, торжественности, заорганизованности.
Можно использовать Лэпбук, как форму работы с детьми в досуговой деятельности.
Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Задачи:
Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность детей в музыкальной деятельности.
Создать условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых.
Следует отметить многофункциональный характер лэпбука, который можно рассматривать как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную музыкально-игровую деятельность, как средство музыкального общения ребенка и взрослого.
Музыка играет огромную роль в полноценном развитии ребёнка, а основной элемент музыкальной выразительности – это ритм, один из элементов развития слуха, речи и движений. В ООД по музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО постоянно ведется поиск обновленных, улучшенных педагогических форм работы.
Преимущества использования лэпбука:
1. Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
2. Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивиду-альных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.
3. Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятель-ность.
4. Вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приобретении навыка сбора и организации материала.
Изготовление Лэпбука
Для изготовления Лэпбука я использовала картон формата А 3. Склеила между собой прозрачным скотчем. Получилась папка, с боковыми ставнями, фиксируемая в сложенном состоянии и устойчиво стоящая в развороте на столе. Все получившиеся страницы папки я оклеила картинками
Сюжетной основой Лэпбука я выбрала «Волшебный мир музыки».
Дальше наклеила конверты разного цвета, в которые вложила раздаточный материал для игр на развитие чувства ритма у детей. Таким образом, я облекла все упражнения и игры на развитие чувства ритма в форму игры, а такая форма детям понятна и интересна.
Структуру и взаимосвязь вложенных в Лэпбук "Волшебный мир музыки" заданий, музыкально-дидактических игр, я описала в Приложении к данному проекту. Однако, это приложение не является окончательным, так как в процессе использования Лэпбука будет расширяться дидактический материал в соответствии с потребностями ООД и возрастными особенностями детей.
В целях повышения уровня музыкально – ритмического развития детей стало создание мной
дидактического пособия «Волшебный мир музыки» в форме Лэпбука.
Это дидактическое пособие для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка играет особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. А основной элемент музыкальной выразительности – это ритм.
Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, особенно в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).
Ход мастер-класса
Музыкальная деятельность включает в себя слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы и игра на музыкальных инструментах.
Я уделяю большое внимание именно игре на детских музыкальных инструментах.
- Как вы думаете, почему? (Ответы педагогов)
Все верно потому что, игра – это основной вид деятельности дошкольников.
Вопрос: Перед вами следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие».
- Считаются ли эти слова ключевыми понятиями игровой деятельности? И если да, то почему? (Ответы педагогов).
Действительно уже доказано, что ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Значит именно играя на музыкальных инструментах, у детей повышается интерес к музыкальным занятиям, что способствует развитию памяти, внимания.
Развитие этих способностей предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на развитие познавательных способностей ребенка.
Чтобы развивать эти способности не достаточно музыкальных занятий, которые проходят два раза в неделю, поэтому используем досуговую деятельность для развития этих способностей.
- Развиваются внимание, волевые качества, память, воображение, формируется целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, коммуникативные навыки и развивается память: зрительная, слуховая, тактильная, двигательная.
Дидактическое пособие «Волшебный мир музыки»
в форме Лэпбука. В лэпбук входят музыкально-дидактические игры.
Приложение № 2.(паспорт Лэпбука)
А сейчас я предложу вам игры, которые помогут у детей развить определенные виды памяти. (Поиграть с аудиторией)
Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить звучание на тех или иных музыкальных инструментах. (Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку», «Музыкальное лото»).
Музыкально-дидактическая игра «Не оборви цепочку»
Цель: обогащать представления детей о музыкальных инструментах, их звучании, предметах.
Задачи: Формировать умение узнавать и называть музыкальные инструменты.
Упражнять детей в различении тембров звучания инструментов.
Развивать умение сравнивать музыкальные инструменты, классифицировать их.
Способствовать развитию творческой активности детей, побуждать их к самостоятельным действиям, развивать внимание.
Правила игры:
Предлагаю поиграть в игру «Не оборви цепочку» и приглашаю группу педагогов.
Первая группа педагогов играет на инструментах из-за ширмы по очереди.
Вторая группа педагогов выкладывает цепочкой картинки с музыкальными инструментами в порядке очереди, как они прозвучали.
«Музыкальное лото».
Цель: обогащать представления детей о музыкальных инструментах, их звучании, предметах.
Задачи: Формировать умение узнавать и называть музыкальные инструменты.
Упражнять детей в различении тембров звучания инструментов.
Формировать восприятие ритмических рисунков слов- названий инструментов.
Развивать умение сравнивать музыкальные инструменты и различные предметы по материалу, классифицировать их.
Способствовать расширению знаний об окружающем мире, развитию творческой активности детей, побуждать их к самостоятельным действиям, развивать внимание.
Правила игры:
Воспитатель играет за ширмой на муз. инструменте, дети закрывают картинкой с изображением инструмента нужное окошко на карточках.
Развивая зрительную память можно поиграть с детьми в игру
«Какого музыкального инструмента не стало?»
Музыкально-дидактическая игра «Какого музыкального инструмента не стало?»
Цель: обогащать представления детей о музыкальных инструментах.
Задачи: Формировать умение узнавать и называть музыкальные инструменты.
Развивать умение сравнивать музыкальные инструменты, классифицировать их.
Способствовать развитию творческой активности детей, побуждать их к самостоятельным действиям, развивать внимание.
Правила игры:
Карточки с изображением инструментов выкладываются на стол, закрываем глаза и убирается один из инструментов, нужно отгадать какого инструмента не стало.
Загадки о музыкальных инструментах можно включить в досуговое время, устроив «Вечер загадок».
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото»
Игра оформлена в виде карточек с загадками и отгадками.
Цель игры: Развивать внимание и память.
Правила игры:
Разнообразить игру «Музыкальное лото» (когда можно закрывать ячейки не прослушав музыкальный инструмент, а отгадав про него загадку.
- Как вы думаете, что развивают загадки?
- (ответы аудитории) Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление.
он должен вспомнить: где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера, как из «этого» извлекается музыкальный звук. А значит, мыслительный процесс идет!
1. Внутри пустой, а голос густой.
Сам молчит, а бьют – ворчит.
(Барабан)
2. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
Динь-дон-дон, динь-дон-дон.
(Колокольчик)
3. У этого инструмента есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, черный глянцевый…
(Рояль)
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки»
Игра оформлена в виде карточек с загадками и отгадками.
Цель игры: Развивать внимание и память.
Правила игры: Внимательно прослушать загадку и назвать инструмент, найти соответствующую карточку, которую можно взять из игры «Назови инструмент» или найти в конверте «Музыкальные инструменты». (Отгадку можно посмотреть, отогнув стикер.)
Игра для детей 3-7 лет.
Музыкально-дидактическая игра «Загадки о театре»
Игра оформлена в виде карточек с загадками и отгадками, спрятанными за цветными стикерами.
Цель игры: Развивать внимание и память.
Правила игры: Внимательно прослушать загадку и назвать разгадку, найти
соответствующую карточку, которую можно найти в конверте
«Театр, исскуство сцены». Игра для детей 3-7 лет.
Творческие игры
Музыкальные пазлы «Собери инструмент»
Игра находится в конверте и состоит из целых и разрезанных картонных карточек.
Цель: Развитие зрительной памяти и мышления ребенка.
Задачи: Научить ребенка внимательно и вдумчиво работать с предложенным материалом.
Правила игры:
1 вариант: По предложенной целой картинке собрать из кусочков инструмент.
2 вариант: Собрать инструмент из кусочков по памяти, без использования предложенного образца.
3 вариант: Из разрозненных кусочков собрать несколько инструментов (для более старших детей)
4 вариант: Играют несколько детей: кто быстрее соберет инструмент, тот и победит.
Игра для детей 5-7 лет.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: закреплять умения классифицировать музыкальные инструменты (клавишные, духовые, струнные, ударные инструменты, развивать внимание, логическое мышление.
Ход игры:
Игра представлена в виде карточек с изображением 4-х музыкальных инструментов, где один инструмент не соответствует виду классификации. Необходимо определить четвёртый лишний музыкальный инструмент, назвать его и соотнести с видом классификации (клавишные, духовые, струнные, ударные инструменты). Используется детьми в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности.
Моторные игры
Дети очень подвижны и нуждаются в активных моторных играх. Формируются навыки группового взаимодействия. Основным условием прогрессивного развития ребенка выступает предоставление ему широких возможностей двигательной активности, через которую развиваются как вышеназванные характеристики, так и психическая организация ребенка в целом.
Русские народные игры:
Народные игры – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народные игры содержат минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому они прекрасно подходят для свободного проявления индивидуального «я».
Хороводные игры:
Русский народный хоровод традиционно водили весной, летом и осенью, а зимой танцы на природе приостанавливались до наступления теплых дней. Сейчас, так же как и в старину, водя хоровод, Россия танцует, играет и поет песни. Вариаций хороводов существует великое множество, их фигуры, мотивы и сюжеты различаются в зависимости от природных, климатических условий, особенностей быта и труда разных регионов России. Начальной и основной фигурой любого хоровода является круг.
«Ну-ка, руки покажи»
Цель: определить у кого находиться музыкальный инструмент.
Дети плотно стоят в кругу и за спиной передают музыкальный инструмент (погремушку, маракас, то что создает негромкое звучание, водящий в центре с закрытыми глазами, определяет у кого инструмент, открыв глаза обращается к игроку: «Ну-ка, руки покажи. Маракас у тебя – скажи?», если угадал, играет на музыкальном инструменте, если нет, то меняется водящий.
Музыкально-дидактическая игра «Ритмические загадки»
Цель: развитие у детей чувства ритма.
Ход игры:
Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоя-тельно играет ритм на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопывает его в ладоши.
«Отстучи ритм» (музыкальные молоточки, палочки, ложки, металлофон)
Цель: Развитие слухового контроля.
Ход игры:
Ребенок по карточке с изображением ритма отстукивает на музыкальном инструменте заданный ритм, например простучи два раза громко, сделай паузу и четыре раза тихо.
Музыкально-дидактические игры «Удивительный ритм»
Дидактическая игра «Учитесь танцевать». Цель: самостоятельно придумывать ритмический рисунок. Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Музыкально-дидактическая игра «Слушаем музыку»
Цель: Развитие умения детей определять настроение музыкального произведе-ния, выражать настроение мимикой.
(взаимодействие со взрослым)
Берем диск с музыкальными произведениями, картинки, соответствующие данным произведениям, портреты композиторов, картинки с различным выражением настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе отражающих характер музыки.
Задание: Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. Ребенок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку.
Можно провести игру на определение настроения музыки. Ребенок слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответ-ствующую карточку с эмоцией.
Музыкально-дидактическая игра «Исскуство театра»
Цель: расширение представлений о театре, профессиях в театре, театральных эмоциях. Развитие речи детей (певец, композитор, диджей, аранжировщик, звукорежиссер,музыкальный руководитель, музыкальный критик).
Три вида игры:
1. Угадай эмоцию.
2. Угадай профессию.
3. Виды театра.
Ход игры:
Игрок берет карточку и должен назвать профессию, (ответить на вопрос –что делает) Если ответа нет карточка убирается вниз стопки. Если ответил, забирает себе. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек и т. д.
Результативность использования дидактического пособия «Волшебный мир музыки» изготовленного в форме Лэпбука.
В результате применения Лэпбука в досуговой деятельности получены положительные результаты:
1. Наблюдается повышение уровня развития музыкально-ритмических способностей
2. У детей значительно повысился интерес к музыкальным занятиям, активизировалась познавательная активность и самостоятельность.
3. Обеспечено сотрудничество и сотворчество детей в совместной деятельности, а также во взаимоотношении взрослого с детьми.
4. Мобильность Лэпбука позволила обеспечить интеграцию образовательных областей.
Эффективность использования Лэпбука
Использование Лэпбука в ООД по музыкальной деятельности открывает новые возможности в развитии музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.
Заключение
Применение педагогической технологии «Лэпбук» в ООД и досуговой деятельности позволяет развить у детей дошкольного возраста чувство ритма, ритмический слух и музыкально-ритмические способности.
Эта технология способствует развитию творческих способностей, воображения, мыслительных процессов, речи, познавательной активности. Воспитывает у детей умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получать удовольствие от занятий музыкой.
Достоинства Лэпбука:
- мобильность;
- многофункциональность;
- интегративность;
- доступность.
Литература:
1. Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ №1155 от 17.10.2013 г.).
2. Афонина Н. Ю. Проблемы ритмического анализа. //Ритм и форма. / Ред. Афонина Н., Иванова Л. Спб. : Союз художников, 2002
3. Бублей С. Детский оркестр. «Музыка». Ленинград 1983.
4. Буренина А. И. Программа по ритмической пластике для детей. «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург ЛОИРО, 2000.
5. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» М., 2014.
6. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Москва. «Просвещение» 1989.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1969
8. Конова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» М. : Просвещение, 1982.- 96с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» «Композитор - Санкт-Петербург» 2007.
10. Костина Э. П. «Музыкально – дидактические игры» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.
11. Тютюнникова Т. «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М. : АСТ, 1999 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение № 1
- Презентация (ИКТ) Мастер-класса по использованию ЛЭПбука в досуговой деятельности музыкального руководителя.
Приложение № 2.(паспорт Лэпбука)