Елена Агафонова
ФЭМП у дошкольников посредством занимательных игр с математическим и интеллектуальным содержанием
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ФЭМП у дошкольников через занимательные игры с математическим и интеллектуальным содержанием»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений. Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
Используемая литература.
1. В. П. Новикова Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5–7 лет
Публикация «ФЭМП у дошкольников посредством занимательных игр с математическим и интеллектуальным содержанием» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
2. И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений
3. Интернет ресурсы
Участники: воспитатели
Ответственный: Агафонова Е. Б.
Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала по математике.
Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако некоторым может показаться, что математика – это скучно, неинтересно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее правильно преподнести. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известно, что: Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься.
Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, творческие способности, познавательные интересы, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, преодолении трудностей. Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, его можно разделить условно на 3 группы:
• Развлечения: загадки, задачки-шутки, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», кроссворды, ребусы, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование.
• Логические игры, задачи, упражнения: игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие).
• Дидактические игры и упражнения: на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт»;игры с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего.
Остановимся на некоторых из них.
Сегодня я вам предлагаю окунуться в детство и на некоторое время превратиться в детей. Принять участие в играх.
Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые по карману каждому родителю, и которые есть в каждой группе.
Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют развивать пространственное воображение детей и также формировать геометрические представления. Игры со счетными палочками подталкивают детей к умению самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
Практическая деятельность.
Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:
Задачи на построение простых фигур: «Составьте маленький квадрат». Сколько палочек использовали для построения фигуры.
А теперь постройте из палочек большой квадрат. Из скольких палочек составлена каждая сторона фигуры
Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
Задачи на преобразование фигур:
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек
6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
Задачки - шутки.
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые используются в совместной деятельности.
Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
Практическая деятельность.
1. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
3. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна)
4. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
(Две, остальные сгорели).
5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
7. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивания?
(Да: большими камнями, песком, водой)
8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
А сейчас поиграем в загадки – отгадки. Но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать на листочке
Загадки – отгадки
1. Эта фигура похожа на книгу, дверь. крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.
2. У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо
3. У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.
Следующая игра, ее можно проводить, разделив игроков на 2 команды.
[b]Игра «Живые числа»[/b]
-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1 до 5
или от1-10. Молодцы обе команды правильно выстроились.
Головоломки.
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить уже игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов.
Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»;
овала – в игре «Колумбово яйцо»;
круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т. д.
Практическая деятельность.
Сегодня мы будем использовать «Колумбово яйцо» для детей старшей группы, «Ракета» для детей подготовительной группы «Бабочка».Ваша задача: составить изображение по схеме.
Блоки Дьенеша
С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.
Следующая игра «Разложи фигуры» (проводится с блоками Дьенеша).
Это задание для старшей группы: Кот Васька побывал в Городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Вы должны помочь им расселиться в новом городе. (На пол кладутся два обруча так, что бы образовалось три части города, три отдельных области (пересечение). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. («Дети» - педагоги должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры,обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).Дети отвечают на вопрос: «Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные).
Игра с набор: Кюизенера
Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой с его помощью малыш сможет освоить базовые математические навыки: сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие; понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры; определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.
Уважаемые коллеги! А вы любите путешествовать. Тогда отгадайте на чём мы отправимся в путешествие сегодня. В поле лестница лежит дом по лестнице бежит.
Молодцы правильно отгадали загадку. Ну что ж подготовим свой поезд путь дорожку.
1 Пусть один поезд будет из синей полочки, а другой из черной палочки.
Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине? (белые)
2. Оранжевая и жёлтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая - другой. Как можно уровнять длины поездов (приложить жёлтую палочку.)
3. Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой из трёх розовых. Какой поезд будет длиннее и на сколько?
Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.
Тренажер “Бусинки”
Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание
Задачи:
• развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
• воспитывать внимательность, усидчивость;
• развивать мелкую моторику рук.
Материал: веревочка, бусинки (не более 10, цветовая гамма на ваш вкус.
• Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
• Затем решают простейшие задачи:
1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)
2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)
• Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.
Тренажер “Цветные ладошки”
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
• развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
• обучать счету;
• развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек
Для детей подготовительной группы я предлагаю игры «Построй дом». Игра подходит для отработки состава числа.
Рефлексия:
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения
взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая
информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей
и интересов, то помашите рукой.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!
Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Спасибо за внимание!