Володина Татьяна Дмитриевна
Фонематический слух как основа правильной речи. Игры для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух – основа правильной речи. Игры на развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.
Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. На его основании формируется фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие – это способность различать смыслоразличительные единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка. Это необходимое условие для формирования красивой связной речи, чёткого произношения, обучения чтению и письму.
Что же такое фонема? И почему фонема и звук разные понятия?
Публикация «Фонематический слух как основа правильной речи, Игры для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2024
Фонема – абстрактная единица, набор отличительных признаков, в речи реализуется звуками.
Звук – конкретная единица, произносимая органами речевого аппарата и воспринимаемая органами слуха (звук – вариант фонемы).
Звук Фонема
- минимальная единица речи
- конкретность
- частное
- изменяемость
- материальность
- синтагматика
- минимальная единица языка
- абстрактность
- общее
- постоянство
- функциональность
- парадигматика
Например, одна и та же фонема может представлять в речи два и более звука. Возьмём фонему <д>. В речи она может реализовываться двояко: дрова [д р а в а] – звук [д] твёрдый, день [д’ э н’] – звук [д’] мягкий.
Стоит отметить, отличие буквы от звука. Это важно! Большинство людей смешивают эти понятия, остановимся подробнее на них.
Звук, как мы ранее уточнили, это минимальная фонетическая единица речи, которую мы воспроизводим органами речи и воспринимаем органами слуха – ушами. Следовательно, звуки мы слышим и произносим.
Буквы – это графическое отображение звуков речи. Графическое отображение человек может увидеть и нанести, таким образом, буквы мы видим и пишем.
Разграничение данных понятий важно закладывать детям с раннего возраста, чтобы при ознакомлении с грамотой, чтением – письменной речью возникало как можно меньше трудностей.
Вернемся к развитию фонематического восприятия.
Основными задачами развития фонематического восприятия являются:
1. Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
2. Выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух.
3. Формирование фонематических представлений.
4. Формирование фонетического анализа и синтеза, аналитико-синтетической деятельности.
5. Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения.
Выделяют три этапа развития фонематического восприятия.
Первый этап. Распознавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучит?». Используя пособие О. Суховой «Слушать интересно» ребёнку раздаётся несколько карточек с картинками (предварительно обговариваем что на них изображено, несколько раз включается звуковая дорожка, а ребёнок должен отгадать что издает такой звук.
Второй этап. Узнавание фонем на слух.
Игра «Определи звук по беззвучной артикуляции». Ребёнку предлагаются профили звуков, с изображением того или иного звука. Ребёнок должен отгадать. Предварительно каждый звук разбирается отдельно, все обозначения органов артикуляции объясняются.
Третий этап. Формирование фонематического анализа и синтеза.
Игра «Определить в названии картинок первый/последний звук.» Ребёнку демонстрируются картинки, затем даётся словесная инструкция: «назови первый/последний звук в названии этого предмета». Есть подобная игра: «Найди общий звук в названии картинок». Тут ребёнку даётся ряд картинок (3-4, в названии которых есть общий звук, спрятанный или в начале, или в конце.
Игра «Придумай слово на заданный звук.» В этой игре ребёнку задают любой звук, и он должен придумать слово, которое начинается на него. Для усложнения задачи можно придумать слово, которое бы заканчивалось на заданный звук.
В заключение, хотелось бы ещё раз отметить важность развития фонематического слуха, так как он имеет большое значение для овладения звуковой стороны речи, а также является необходимым условием для правильной связной речи и для обучения чтению и письму.