Людмила Линейцева
Мастер-класс «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов МДОУ № 9 «Берёзка», г. Петровск-Забайкальский
«Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»
Мастер-класс для педагогов МДОУ подготовила: Учитель-логопед Линейцева Людмила Анатольевна.
План-конспект мастер-класса
Тема мастер-класса : «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»
Публикация «Мастер-класс „Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель мастер-класса : Создать условия для овладения воспитателями (педагогами) игр и упражнений, направленных на развитие плавного длинного речевого выдоха.
Задачи:
- Познакомить воспитателей (педагогов) с понятием «речевое дыхание».
-Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.
-Вызвать у воспитателей (педагогов) интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для развития длительного плавного выдоха.
Дидактический материал: пособия, направленные на развитие воздушной струи.
Ожидаемые результаты: воспитатели (педагоги) узнают об условиях и правилах проведения дыхательных упражнений; познакомятся с играми и методическими пособиями, направленными на развитие воздушной струи.
Ход мастер-класса :
I. Вводная часть.
1. Роль дыхания в развитии речи.
Уважаемые воспитатели, педагоги! Вы, наверное, обратили внимание на то, что речь наших детей с годами становится хуже. Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Да только правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое.
Многим оно дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Иногда ребёнку свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ему научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
Помочь таким детям в первую очередь, это задача логопеда, но и здесь очень важно, чтобы воспитатели взаимодействовали с логопедами. Ведь от нашей с вами совместной работы будет зависеть насколько быстро ребенок сможет преодолеть трудности произношения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. В своем мастер-классе я хотела бы показать и рассказать ВАМ как с помощью игр-упражнений развивать речевое дыхание ВСЕМ ДЕТЯМ, независимо если нарушение звукопроизношения.
Сегодня мы поговорим о речевом дыхании.
Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха.
Дыхание бывает : грудное, диафрагмальное, диафрагмально - грудное, верхне - грудное, ключичное.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания :
- Вдох более короткий и более глубокий
- Выдох намного длиннее вдоха
- Речевое дыхание – управляемый процесс
Итак, главным источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Давайте посмотрим, какие звуки образуются с помощью носового выдоха. Подставьте ладонь тыльной стороной к носу и произнесите: ММММ,ННН другие звуки произносятся с помощью ротового выдоха. Причем, воздушная струя для разных звуков не одинаковая: для одних звуков плавная, для других толчкообразная. ППППП. При произнесении фрикативных С,Ш,Ж, требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «Р» «РЬ» нужна сильная воздушная струя. Можете произнести эти звуки и сравнить силу воздушной струи. (воспитатели принимают активное участие).
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
2. Особенности речевого дыхания у детей с нарушениями речи
У Детей с нарушениями речи в основном дыхание характеризуется :
• Малым объемом легких;
• Слабой дыхательной мускулатурой;
• Неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха; (В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы); или ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) - дем гулять). Произнесите это предложение сами.
• Торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;
• Слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струй, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Условия проведения:
1. Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 с;
3. Одежда не должна стеснять движений;
4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;
5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
Правила проведения:
(воспитатели принимают активное участие в выполнении правил).
1. Щёки не надувать.
2. Плечи не поднимать.
3. Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный выдох через рот (бесшумный).
4. Губы вытягивать вперёд трубочкой.
5. Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
I I. Основная часть.
1. Как с помощью игр-упражнений развивать речевое дыхание.
Существует 6 игровых приёмов для развития речевого дыхания
1. Игры с музыкальными инструментами.
Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно также использовать различные свистульки.
2. Мыльные пузыри.
Надувание мыльных пузырей помогает малышу отработать длинный и плавный выдох, также тренирует мышцы губ.
3. Воздушные шарики.
Можно надувать шарики для формирования направленной воздушной струи. А ещё можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.
4. Игры с ватой.
С ватой можно придумать много игр для развития речевого дыхания :
- «Расчищаем снег» - сдуваем ватку с какого-либо предмета.
- «Забиваем гол» - задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.
- «Фокус» - кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.
5. «Волшебные фломастеры».
Можно приобрести специальные фломастеры для выдувания. Изображения получаются с помощью брызг выдуваемой краски. К тому же рисование такими фломастерами учит малыша регулировать силу и продолжительность выдоха.
6. Игры с водой.
Наливаем воду в стакан (неполный) и дуем в него через соломинку. Чем сильнее и дольше ребёнок подует, тем сильнее получится «шторм» в стакане.
В процессе этой игры отрабатывается правильность речевого дыхания : вдох – через нос, долгий выдох - через рот.
Можно также налить в таз воды и дуть на бумажные кораблики (можно использовать контейнеры из киндер-сюрприза).
Игры с гласными звуками
«Песенки гласных звуков». Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.
Песенка первая:
Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».
Песенка вторая:
Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».
Песенка третья:
На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».
Песенка четвё ртая:
На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».
Песенка пятая:
Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».
Игры с согласными звуками
«Шарик». Расставляем ноги на ширину плеч. Необходимо произносить звук «Ф» и одновременно сводить руки перед собой – шар сдувается. Повторить несколько раз.
«Весёлая змейка». Делаем глубокий вдох и на выдохе шипим как змейка – «Ш-Ш-Ш». Произносить звук нужно на одном выдохе. Добирать воздух, во время произнесения, нельзя.
«Покачаем насос». Делаем глубокий вдох носом и на выдохе имитируем как работает насос. Произносим «С-С-С».
«Комарик». Делаем спокойный, глубокий вдох. На выдохе длительно произносим звук «З-з-з»
Стараемся петь звуки как можно дольше пока хватает воздуха на выдохе.
Заключение
Игры на развитие речевого дыхания, очень важная составляющая логопедического процесса. Играя, ребёнку быстрее и интереснее удаётся достичь положительных результатов.
Релаксационное упражнение «Волшебный сон»
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем(2 р)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают(2 р)
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется. (2 р)
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Громче, быстрее, энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем…
Потянуться! Улыбнуться.
Всем открыть глаза и встать!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!