Светлана Васильченко
Мастер-класс «Педагогическая разминка: Приобщение к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Необходимо довести до сознания наших детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. В своей работе я активно использую произведения устного народного творчества. Они помогают решать воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию детей.
Публикация «Мастер-класс „Педагогическая разминка: Приобщение к русской народной культуре“» размещена в разделах
Уважаемые коллеги! И сегодня я Вам предлагаю педагогическую разминку, на которой мы вместе постараемся по-новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.
Педагогическую разминку я предлагаю провести двумя командами. Желающие…
Загадки – близнецы
Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Вам необходимо подобрать похожую, то есть найти загадку – близнеца. Итак, одна команда зачитывает одну загадку, а вторая подбирает к ней похожую, а потом меняются.
Красные лапки,
Длинная шея.
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (Гусь)
В воде купался,
Да сух остался. (Гусь)
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон Капели
И пахнет весной. (Сосулька)
С хозяином дружит,
Дом сторожит
Живет под крылечком
А хвост колечком. (Собака)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается,
На цепи сидит
Дом сторожит. (Собака)
Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте –
Не ленивый я в работе. (Кошка)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая
Часто умывается
А с водой не знается. (Кошка)
Полежала между елками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала. (Ежик)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят.
Молока они хотят. (Ежик)
Мы ходи ночью, ходим днем.
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы друзья, не бейте нас. (Часы)
Стучит, гремит, вертится
Ничего не боится.
Ходит весь век, а не человек. (Часы)
Молодцы! Дети тоже очень любят отгадывать загадки. Поэтому, я часто использую их на занятиях, в свободной деятельности.
Игра с пословицами
Предлагаю Вам еще одну игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую с детьми.
У Вас в тарелочках, у каждой команды по три разрезанные пословицы. Ваша задача составить их и поочереди зачитать.
– Устами младенца гласит истина
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
– Старый друг лучше новых двух
– Семеро одного не ждут
– Своя рубаха ближе к телу
– Делу время – потехе час
Пословицы играют огромную роль в формировании ценностей у малышей, так как благодаря крылатым фразам детям проще запомнить народную мудрость.
Пальчиковая игра «Ладушки»
А сейчас я предлагаю отдохнуть и проиграть с Вами потешку, которую можно использовать в пальчиковых играх, режимных моментах, на занятиях по лепке «Ладушки – ладушки».
Ладушки – ладушки,
Пекла бабка оладушки, (хлопать в ладоши, которые надо держать горизонтально, при этом сверху то правая, то левая рука)
Маслом поливала, (левая ладонь – горизонтально, а правая стучит по ней, собранными в щепотку пальцами)
Детушкам давала (обе руки вытянуть перед собой)
Даше – два! (показать средний и указательный палец правой руки)
Паше – два! (показать средний и указательный палец левой руки)
Ване – два! (показать средний и указательный палец правой руки)
Тане – два (показать средний и указательный палец левой руки)
Всем дала! (вытянуть руки в стороны и вперед и слегка поклониться)
Дети любят потешки, учатся их повторять и обыгрывать.
«Соедини несоединимое»
Так же как и потешку дети и взрослые любят еще один жанр устного народного творчества – сказку.
Для детей и взрослых она является любимым жанром устного народного творчества. Она несет в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны слова?
– Дорога, сметана, окно. («Колосок»)
– коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»)
– Печка, кисель, Баба яга. («Гуси-лебеди»)
– Мышка, лягушка, зайчик, волчок, лисичка, медведь. («Теремок»)
– Девочка, чашка, постель, медведи. («Три медведя»)
– Зернышко, масло, коровушка, петушок. («Петушок т бобовое зернышко»)
– Лиса, кот, петух, лопата, ложка-точеная. («Жихарка»)
– Курочка, яйцо, мышка. («Курочка ряба»)
Сказки любят все, и взрослые и дети. Благодаря сказкам у детей развиваются воображение и мышление.
Конкурс скороговорок.
А теперь я вам предлагаю скороговорки. Ваша задача быстро и четко ее проговорить.
-Кукушка кукушонку купила капюшон.
-Два щенка, щека к щеке. Щиплют щетку в уголке.
- Шел Егор через двор. Нес топор чинить забор.
-Галка села на забор. Грач завел с ней разговор.
Скороговорка учит четко, быстро и правильно говорить, хотя остается в то же время простой игрой. Этим она и привлекает детей.
Игра «Масленичные горелки»
Так же нравственное воспитание детей происходит через народные игры. Недавно закончились святые дни, а совсем скоро (буквально через месяц) у нас будет праздник Масленица. Игры на Масленицу одни из самых ярких и веселых зимних забав. Я хочу показать Вам игру одну из самых интересных. Для того, чтобы игра получилась яркой, предлагаю Вам нарядиться.
Беремся за руки, встаем парами друг за другом и делаем воротики. Пока звучит музыка, ручеек льется. Как только музыка останавливается, мы говорим слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, птички летят,
Колокольчики звенят,
Динь-дон, динь-дон
Выбегай скорее вон.
Первая пара разбегается, водящий ловит одного, пока пара не взялась за руки. Оставшийся без пары водит. Игра повторяется несколько раз.
Спасибо большое за участие в педагогической разминке. Я надеюсь Вам было интересно и полезно. И Вы увидели что-то новое.