Огнева Татьяна Александровна
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
]Конспект мастер-класса на тему : «Ознакомление с изделиями разных видов декоративно – прикладного искусства».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов и расширение знания о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Ознакомление с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
• Научить приемам и способам изображения пластилином по мотивам народных промыслов.
• Научить создавать выразительные образы, посредством формы, цвета и элементов узора.
• Предложить варианты «росписи» по мотивам дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписи.
• Вызвать интерес к использованию пластичных материалов для развития мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук.
• Развивать интерес к народному творчеству.
• Показать возможность использовать данный метод в работе с педагогами.
Ход мастер-класса :
Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному искусству.
Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть прекрасное. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все закономерности декоративного искусства : симметрия и ритм, чередование и повтор.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Знакомясь с народным прикладным творчеством, с глиняной дымковской игрушкой, с простейшими композициями городецкой росписи по дереву, хохломской росписью и гжелью дети пробуют повторить сложные для не окрепшей детской руки элементы росписи. Поэтому стоит обратить внимание на пластилин.
Лепка из пластилина - это вид искусства, который способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.
Лепка способствует: развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, а также восстанавливает душевное равновесие, т. е. оказывает на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Занятия лепкой развивают: художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с пластилином, а также умение планировать творческий процесс.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой.
Между тем, не всем известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
А теперь попробуем совместить рисование пластилином и декоративно прикладное творчество.
И теперь перейдем непосредственно к промыслам.
Хохлома.
Повторим элементы узора хохломской росписи (разные виды ягод : клубника, смородина, рябина. Листья разной формы, декоративные цветы, завиток, травинки). Продумаем композицию рисунка: веточка-основа должна располагаться по средней линии основы, а элементы узора будут находится по обе стороны в чередовании.
Для создания хохломского узора используются колбаски для веточек, завитков и листиков, шарики для ягод и цветочков, приемы расплющивания и сплющивание.
Городецкая роспись.
В пластилинографии для изображения узора городецкой росписи нужно выполнить те же этапы, как и при рисовании: подмалевка, теневка, оживка.
На первом этапе наносятся цветовые пятна светлых оттенков пластилина.
Второй этап – теневка. Из темных оттенков пластилина делаем дуги и носики бутонов, лепестки розанов.
Третий этап – оживка из белого пластилина.
По желанию можно украсить композицию травинками и завитками.
Вы видите три варианта создания гжельского узора: расплющивание и вытягивание (размазывание, выкладывание контура мелкими шариками и тонкими колбасками.
Дымковская роспись. Используются колбаски, колечки, кружочки для создания дымковского узора, перекрученные жгутики для волос. При работе по дымковской росписи можно использовать много силуэтов: сначала простые формы – круг, квадрат, прямоугольник, потом сложные – барышня, лошадка, барашек. Заранее готовим трафареты белого цвета и на них наносим узор дымковской росписи.
А теперь приступим к изготовлению дымковской барышни. Для этого понадобится трафарет барышни белого цвета. Для долгого хранения можно покрыть трафарет скотчем.
Сначала оформляем прическу, кокошник и лицо. Кокошник заполняем пластилином одного цвета, волосы делаем из перекрученного жгутика, глаза, щечки - из маленьких шариков, брови и рот - из тоненьких колбасок. Переходим к оформлению верхней части одежды. Выкладываем контур тонкими колбасками, а затем заполняем пластилином того же цвета внутреннюю часть контура. Из тонкой полоски делаем воротник. Теперь перейдем к оформлению юбки. Ее можно украсить большими кругами, по краям которых расположить маленькие кружочки. Между кругами расположить заостренные овалы (пирожки, украшенные волнистыми линиями. А можно юбку барышни украсить широкими полосками. Барышни получились непохожие друг на друга, разные и яркие, и изготовленных дымковских барышень можно вместе с детьми снять мультфильм тем самым оживить наши поделки (показ мультфильма).
Заключение
Детям очень нравятся пластилинография. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, оставляет яркие, эмоциональные впечатления.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Светлячок» г. Аркадака Саратовской области
Конспект
Мастер-класса
«Ознакомление с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства».
Подготовила воспитатель
Огнева Татьяна
Александровна
Аркадак 2021г.