Виктория Зотова
Мастер-класс «Ознакомление детей дошкольного возврата с традициями и обычаями посредством народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, ведь они являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
Публикация «Мастер-класс „Ознакомление детей дошкольного возврата с традициями и обычаями посредством народных игр“» размещена в разделах
В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
Все мы с вами широко используем народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. Поскольку они обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие.
Сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Например:
Тетя Маня в лес ходила, шишки ела, нам велела,
а мы шишек не едим, тёте Мане отдадим!
Игра 1 «Кукушка»
Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки «Тётя Маня» выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и говорят:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет.
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай.
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
Игра 2 «Шёл козёл по лесу»
Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова песни:
козел по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Далее они начинают выполнять действия под слова в песне
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, ^
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И всё начнём сначала, сначала, сначала.
Идет знакомство. Пара расходится, и каждый участник выбирает себе новую пару. Игра продолжается, но уже в кругу две пары. И так продолжается до тех пор, пока все пары не встанут в круг.
Игра 3 «Золотые ворота»
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают
Задание для участников с мячом (передаем мяч) :
Народные игры настолько хороши и универсальны, что мы можем их использовать в любой деятельности. Как вы думаете, где мы можем их использовать?
А теперь, предлагаю такую игру. Я высказываю своё мнение, если вы со мной согласны, то передайте мяч следующему участнику. Если нет, то мяч остаётся у вас.
Итак, народные игры…
Интересны и увлекательны
Приобщают к национальной культуре
Знакомят с окружающим миром
Доступны каждому
Решают задачи всех образовательных областей
Мяч ни разу не задержался, ни в чьих руках, значит, народные игры действительно являются уникальным способом познания.
Своё выступление я хочу закончить словами…
«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».
Александра Платоновна Усова
Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…