Нина Николина
Мастер-класс «Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста в режимные моменты и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста в режимные моменты и дома»
Аннотация: Музыкально-дидактические игры – одно из средств обучения на музыкальных занятиях и в быту. Они являются хорошей основой к созданию условий самостоятельной деятельности дошкольников.
Публикация «Мастер-класс „Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста в режимные моменты и дома“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Режимные моменты в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Данная статья поможет музыкальным руководителям, воспитателям и родителям организовать музыкально-дидактические игры в детском саду и дома.
Цель: повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах обучения и воспитания детей посредством использования музыкальн0-дидактических игр в режимные моменты и дома.
Задачи:
• познакомить участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на детских шумовых музыкальных инструментах;
• раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия детей, педагогов и родителей в музыкально - дидактических играх;
•убедить педагогов и родителей в важности и целесообразности применения музыкально -дидактических игр.
Форма проведения: теоретическая и практическая.
Продолжительность: 20-25 минут.
Практическая значимость: освоение педагогами и родителями приемов организации музыкально-игровой деятельности детей в домашних условиях.
Участники мастер-класса: воспитанники третьего года жизни, педагоги и родители.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
- вступительное слово «Актуальность проблемы»
- теоретическое обоснование темы «Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста в режимные моменты и дома»
2. Практическая часть - музыкально-дидактические игры.
3. Рефлексия - итог занятия.
Средства и оборудование: фонограммы: песня «Приветик», сл. Л. Кирилловой, муз. С. Каптюхова; игра «1,2,3 шагаем»; русская народная мелодия на усмотрение музыкального руководителя, деревянные ложки по 2 на каждого ребёнка и взрослого; песня «Музыкальный домик» А Чугайкиной: музыкальный домик с 3 полочками (этажами, музыкальные инструменты и карточки с изображением этих инструментов по комплекту на каждого ребёнка и взрослого (бубен, ложки, треугольник, колокольчик, трещотка, маракас,
«Кухонный оркестр», столики для предметов, кастрюльки, тарелки, крышки от кастрюль (по 2 шт. на 2-3 взрослых, кружечки с ложечками (для детей).
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
Муз. рук. Здравствуйте, уважаемые родители, гости! Мы рады видеть вас в нашем музыкальном зале. Хотелось бы начать нашу встречу со слов австрийского композитора Р. Шумана: «Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной». Как вы понимаете смысл высказывания Р. Шумана?Ответы родителей)
А кто насытит ребёнка этой духовной пищей, конечно же,мы – педагоги и вы – родители, семья. Мы пригласили вас не просто поговорить, посмотреть, а передать вам некоторый опыт интересного общения с детьми, который будет полезен вам в музыкальном воспитании ваших детей.
Музыка обогащают духовный мир человека, раскрывает понятие красоты, гармонии, смысла жизни и ее нравственные ориентиры.
Только в тесном взаимодействии воспитателя, родителя и музыкального руководителя можно привить любовь музыке на этапе дошкольного детства.
Сегодня мы нашей дружной семьёй отправимся в путешествие в необычную страну «Музыкальную игралию!», в страну музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактическая игра – это игра, целью которой является развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, разобраться в соотношении звуков по высоте, развить тембровый, динамический слух, чувство ритма, музыкальную память, творческие способности. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на инструментах. Они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание играть в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить, понимать музыку. В эти игры мы играем на музыкальных занятиях, в свободной деятельности в группе, а ещё можно в них поиграть дома, привлекая всех членов семьи.
Я приглашаю в зал детей. (Дети с воспитателем забегают в зал и садятся на стульчики рядом с мамами).
Прежде чем отправиться в «Музыкальную игралию», давайте мы встанем все вместе в круг. И поприветствуем друг друга песенкой.
ПЕСНЯ «ПРИВЕТИК», сл. Л. Кирилловой, муз. С. Каптюхова
Воспитатель. Итак, отправляемся в путь!
ИГРА «1,2,3, ШАГАЕМ»
Муз. рук. Первая игра называется «Тихо громко поиграем». Эта игра направлена на развитие внимания и динамического слуха. (Участники встают в круг и берут ложки).
1 ВАРИАНТ. Если музыка звучит громко, то громко ударяете ложками перед собой (показ, а если музыка звучит тихо, то слегка приседаете и тихо ударяете ложками по коленочкам (показ).
ИГРА «ТИХО-ГРОМКО ПОИГРАЕМ»(под русскую народную мелодию на усмотрение муз. руководителя)
Муз. рук. В домашних условиях можно использовать столовые ложки или просто выполнять движения хлопками или притопами. Для музыкального сопровождения можно взять русские народные мелодии или детские песенки.
2 ВАРИАНТ.
Воспитатель. Для следующей игры нам понадобятся музыкальный инструмент (показ, как называется? (бубен). Если в бубен ударяем ритмично, громко (показ воспитателя), то дети маршируют, если тихо встряхиваем, то дети бегают, как мышки, легко на носочках. А если бубен не звучит, то стоим.
ИГРА «СОЛДАТИКИ И МЫШКИ»
Муз. рук. Молодцы! Ждет ещё нас всех игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ!»
Эта игра направлена на развитие внимания и памяти. Как называются эти музыкальные инструменты? (показывает ложки, колокольчик, маракас).
1 ВАРИАНТ
1. Ударяю в ложки – скачем, как лошадки прямым галопом.
2. Звенит колокольчик – летаю птички.
3. Встряхиваем маракас – прыгаем, ка зайчики.
ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ» (1 вариант)
Воспитатель. Дома можно использовать другие музыкальные инструменты - погремушки, металлофон, дудочка и придумать какие-то другие движения. Также можно использовать предметы быта. Например, ударяю по кастрюльке – топаем ногами на месте, ударяю по стаканчику – хлопаем, а если болтаем ложечкой в стаканчике – легко бегаем по комнате.
Муз. рук. А сейчас присядем, отдохнём вспомним стихи А. Барто. мы не просто будем их проговаривать, а ещё и прохлопывать ритмический рисунок.
1 ВАРИАНТ. Наша Таня громко плачет (IIII,
Уронила в речку мячик (IIII,
Не утонет в речке мяч (IIII….
2 ВАРИАНТ. НашаТанягромкоплачет (I I I I I I I I,
Уронилавречкумячик (I I I I I I I I…
3. Мишка косолапый по лесу идёт (IIIIIIIIIII).
Шишки собирает, песенку поёт (IIIIIIIIIII…
Муз. рук. Следующая игра направлена на определение высоты звука. Пока мы научились определять высоки и низкий звук. У меня два колокольчика - большой и маленький. У этого колокольчика какой звук низкий или высокий (показывает большой колокольчик и звенит). Звук низкий и мы опускаемруки вниз и потряхиваем кистями рук.
А у этого? (показывает маленький колокольчик и звенит). Звук высокий и мы поднимаем руки вверх и потряхиваем кистями. (Участники отворачиваются)
ИГРА «КОЛОКОЛЬЧИКИ ЗВЕНЯТ» (1 вариант)
Воспитатель. А у меня есть вот такая большая кастрюля и стаканчик (стучит по кастрюле и стаканчику). У кастрюли звук низкий или высокий?(низкий) Тогда будем приседать о показывать кастрюлю, руки округляем перед собой. А у стаканчика? (высокий).Поднимаем руки вверх.
ИГРА «ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ» (2 вариант)
Муз. рук. А сейчас мы подойдём к музыкальному домику, потому что здесь живут музыкальные инструменты. (Участники берут комплект карточек с изображением музыкальных инструментов, садятся на коврик и раскладывают карточки перед собой).
Муз. рук. (Показывает музыкальные инструменты, как они звучат).Слушаем песенку, определяем по тембру, т. е. по звуку звучание музыкального инструмента и показываем соответствующую карточку.
ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК» (А. Чугайкиной)
Муз. рук. Дома вы можете использовать другие имеющиеся у вас музыкальные инструменты или предметы быта (кастрюльки, стаканчики, крышечки, поварёшки, ложки и т. п.)
Вместо домика использовать коробку, ширмочку и т. п. Но сначала надо дать ребёнку послушать, как звучать данные инструменты или предметы. Музыкальным сопровождением могут быть детские песенки, простые фоновые мелодии или можно без музыки поиграть, постучать, позвенеть.
Быстро время пролетело и наше путешествие подошло к концу. И давайте мы организуем кухонный оркестр. Мамы будут играть на крышках, терках, ложках, кастрюльках, а ребятки - на стаканчиках. (Дети садятся за столы, взрослые на стульчики)
КУХОННЫЙ ОРКЕСТР
Воспитатель. Подведём итог нашего мастер класса. Нам хотелось бы узнать ваше мнение и настроение. Гости выходите, сначала послушайте! Если вам понравился наш мастер-класс и вы обязательно нашли для себя что-то новое, интересное и будете играть с детьми в эти игры, то похлопайте в ладошки над головой. Если вам было скучно, не интересно, то похлопайте по коленям. А если совсем всё грустно и печально, и вы не хотите играть со своими детьми, то потопайте. Раз, два, три….
Муз. рук. Спасибо за активное участие, хорошее настроение и до новых встреч!