Ольга Баглей
Мастер-класс «Организация физкультурного занятия в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: Организация физкультурного занятия в детском саду в соответствие с ФГОС.
Баглей Ольга Владимировна, старший воспитатель МБДОУ Нижнегорского детского сада «Росинка»
Цели и задачи:
1. Обучение начинающих воспитателей методике организации и проведения физкультурного занятия с требованиями ФГОС.
2. Практическое использование спортивного оборудования на занятиях по физкультуре.
Публикация «Мастер-класс „Организация физкультурного занятия в детском саду“» размещена в разделах
3. Ознакомление и применения игрового пособия «Парашют» на занятиях по физкультуре в разных возрастных группах.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
5. Совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.
Участники: воспитатели ДОУ,
Спортивное оборудование: набор мягких модулей, мячи, напольная лесенка, баскетбольный щит, мешочки, мат, игровое пособие «Чудо-парашют» большой.
Буклет с теоретическим и практическим материалом для участников.
План работы мастер-класса :
1. Теоретическая часть. Организация физкультурных занятий в соответствии требований ФГОС.
2. Практическая часть. «Путешествие за знаниями и опытом»
3. Использование игрового пособия «Парашют» на занятии по физкультуре.
4. Показ детьми подготовительной группы игр с использованием игрового пособия «Парашют»
Итог. Рефлексия «Чему я научилась»
Организация физкультурных занятий в соответствии требований ФГОС.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
• накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями)
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Использование детском саду оздоровительно-профилактической работы, использование здоровьесберегающих технологий: динамические паузы, подвижные игры, релаксации, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика корригирующая, самомассаж, коммуникативные игры. Физическое развитие детей необходимо осуществлять не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий. Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.
В ФГОС прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среды по всем образовательным областям. Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить воспитателям при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию». Согласно с требованиями ФГОС при создании предметно – развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Полифункциональность среды, предметно-пространственная среда, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна.
2. Трансформируемость среды, – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
3. Вариативность. Предметно -развивающаяся среда обеспечивается многообразием материалов, художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.
Также при построении предметно - пространственной среды необходимо соблюдать принципы:
• Открытости;
• Гибкого зонирования;
• Стабильности -динамичности;
• Гендерный подход.
Цель развивающей среды:
• Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
• Активизация двигательной деятельности.
Для достижения целей в нашем детском саду создана здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в группах оборудованы физкультурные уголки, позволяющие детям реализовывать потребность в движении. Всё оборудование доступно детям и безопасно, соответствует нормам СанПиН.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности.
Интеграция с ОО «Познавательное развитие» решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем, активизации мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения.
Интегрируя ОО «Речевое развитие» и «Физическое развитие» у детей, активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, создается эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.
Интеграция с ОО «Социально-коммуникативное развитие» решается через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, умение действовать в коллективе и оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях. В процессе занимательной двигательной активности происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности.
Интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие». С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность. Музыка создает положительный эмоциональный фон для ОД, утренней гимнастики, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Подготовлен консультативный материал для родителей по различным направлениям совместной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста, по темам («Совместные занятия спортом детей и родителей», «Физическое развитие ребенка: с чего начать?», «Каким видом спорта заняться?» и т. д.) . Реализуется совместная работа детского сада и родителей : праздники и развлечения («День здоровья», «Мама, папа, я спортивная семья», «23 февраля – красный день календаря», «Веселые старты», совместная работа с родителями по изготовлению нетрадиционного оборудования для проведения как ОД, так и самостоятельной двигательной деятельности детей. (Массажные дорожки, коврики с пуговицами, мешочки с разным наполнителем и т. д.) .
Интегрированная организованная образовательная деятельность позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развитие их творческих способностей.
Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков, что и требует от нас установленные федеральные государственные образовательные стандарты в достижении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного периода.
1. Практическая часть.
Приступаем к практической части нашего мероприятия.
Я предлагаю отправиться в небольшое путешествие «В путь за знаниями, опытом.» Перед путешествием давайте вспомним из каких частей состоит физкультурное занятие. (Занятие по физкультуре состоит из 3-х частей: подготовительная, основная и заключительная.) А теперь давайте подробно рассмотрим каждую часть.
Для начала 5 участников берут по одному мячику с номерами и текстом, которые нужно прочитать по порядку по моей команде и выстраиваются в шеренгу по номерам.
– Подготовительная часть решает несколько задач: (участник под номером один читает текст на мячике)
Задача №1. Организовать детей
– Группа в шеренгу по росту за ведущим…. становись! (воспитатели выстраиваются в шеренгу)
(участник под номером два читает текст на мячике)
Задача №2. Собрать и активизировать внимание детей.
Малыши, малыши
Встали по порядку.
Малыши, малыши
Сделаем зарядку.
(участник под номером три читает текст на мячике)
Задача №3 Вызвать интерес к занятию.
– К путешествию за знаниями, силой и здоровьем все готовы! (Готовы)
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно,
Только надо знать,
Как здоровым стать!
(участник под номером четыре читает текст на мячике)
Задача №4. Создать бодрое настроение.
Чтоб расти и закаляться,
Не по дням, а по часам
Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам.
Задача №5 Вовлечение различных органов и систем организма на постепенно увеличивающуюся физиологическую нагрузку.
Благодарю первых участников и вызываю семь следующих участников взять мячики и выстроится по номерам на мячах.
А теперь рассмотрим из чего же состоит подготовительная часть занятия.
Воспитатели поочередно зачитывают текст на мячах.
№1 – Это строевые упражнения.
– Предлагаю воспитателям взяться за руки и образовать круг и выполнить игровое упражнение:
– Раздувайся пузырь, раздувайся большой и не лопайся! Бах!
Пузырь лопнул, а в результате мои «малыши» образовали замечательный круг.
– Подойдите к веревочке-змейке и встаньте вдоль нее. Это строевое упражнение- шеренга. (убираю веревку)
Разомкнитесь на расстояние одной ладони. Строевое упражнение- размыкание.
– Группа направо! Теперь это колонна.
№2. –Различные виды ходьбы.
В обход по залу обычным шагом марш!
1. Обычная ходьба в умеренном темпе.
– При такой ходьбе нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание (по возможности выпрямленной в колене ногой). Движения рук спокойные — согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди, затем отводятся назад локтями вверх, кисть примерно на уровне пояса. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.
1. Ходьба высоко поднимая колени. «Спортсмены»
–Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные. Согнутая в колене нога поднимается вперед-вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Активные движения ног согласуются с движениями рук, кисти сжаты в кулаки. Продвижение вперед незначительное. Корпус прямой, голова приподнята.
2. Ходьба широким шагом. «Шаги –великаны» (перешагиваем лужи)
– Движения несколько замедленные. Сохраняется обычная при ходьбе координация движений рук и ног. Нога ставится перекатом с пятки на носок. Примерная длина шага различна для детей разных возрастов (32—35 см в 2 года, 55—60 см к 7 годам). При выполнении этого вида ходьбы нельзя чрезмерно увеличивать длину шагов, так как это может привести к нарушению формирующейся у детей координации движений.
3. Ходьба в полуприседе и приседе. «Гусиный шаг»
– Выполняется на полусогнутых или полностью согнутых в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе нога ставится на переднюю часть стопы, а при ходьбе в приседе — на всю стопу. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе в полуприседе их можно поставить на пояс, при ходьбе в приседе руки лучше держать на коленях.
4. Ходьба скрестным шагом.
– В этом виде ходьбы одна нога выносится вперед и ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперед незначительное. Ногу нужно ставить выпрямленной и на всю стопу. Руки целесообразно держать на поясе, так как их активные движения могут привести к чрезмерному повороту туловища и нарушить координацию движений.
5. Ходьба змейкой.
– Движение между предметами (ориентирами) в старшей группе без ориентиров
№3 – Профилактика плоскостопия.
1. Ходьба на носках. «Мышки»
Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы, пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить за голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.
2. Ходьба на пятках. «Медведи»
Этот вид ходьбы выполняется почти на прямых ногах. Шаги короткие, живот подтянут, спина выпрямлена. Нога ставится на пятку, носки подняты вверх, при этом не следует их сильно разворачивать в сторону. Движения рук незначительные (поставить на пояс, положить за голову).
А сейчас внимание, я задаю вопросы на ответ «да» вы идете на носках, на ответ «нет» - на пятках.
- Можно ли пить холодное молоко?
- Помогает ли при простуде липовый мед?
- Можно ли гулять с мокрыми ногами?
- Является ли малина лекарственным растением?
- Можно ли самовольно пить таблетки?
- Нужно ли выполнять рекомендации врача?
3. Ходьба перекатом с пятки на носок.
– Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым акцентом (остановкой) в момент перехода на носок.
4. Ходьба спиной вперед.
– Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или сразу на всю стопу. Толчок производится пяткой другой ноги или всей стопой одновременно. Координированные движения рук и ног выполняются с трудом.
№ 4. – Элементы танца
1. Ходьба приставным шагом.
Может выполняться вперед, назад, в правую и левую сторону. Шаг начинается с любой ноги: одна при этом выносится вперед, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом шаге. Не следует поворачивать ступню приставляемой ноги носком внутрь. Руки в движении участия не принимают — их целесообразнее поставить на пояс. Этот вид ходьбы особенно хорошо выполнять под музыку, учитывая различный ее характер: под марш — четко, без заметного сгибания ног в коленях; под танцевальную музыку — мягко, пружиня на одной
№ 5. – Различные виды бега.
1. Обычный бег.
– Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
2. Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать. Можно поставить руки на пояс.
3. Бег с высоким подниманием колен.
– Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
4. Бег широким шагом.
– Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
5. Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.
№6. –Упражнения на восстановление дыхания.
«Филин»
И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем через стороны вверх – вдох через нос, опускаем вниз, выдыхаем и произносим: У-гу. у-гу,у-гу!
«Рубим дрова»
И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем вверх, соединяем в замок – вдох через нос, опускаем резко вниз, выдыхаем и произносим: Ох! Ох! Ох!
«Задуй свечу»
Сделайте один большой вдох и сразу выдохните весь воздух «Задуй большую свечу»;
Сделайте один большой вдох и выдохните тремя небольшими выдохами «Задуйте три свечи»;
Сделайте один большой вдох и медленно задуйте много свечей на вашем именинном торте.
№7. – Построения и перестроения.
– Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (два, три) поворотом в движении.
«В колонну по четыре налево-марш!»
При движении группы налево в обход на верхней или нижней границах зала (площадки) подаётся команда «В колонну по четыре налево-марш!». По исполнительной команде «Марш» первая четвёрка (двойка, тройка) поворачивается налево и продолжает движение в новом направлении. Следующая четвёрка делает поворот на том же месте, что и первая (команду подаёт замыкающий каждой четвёрки). Во время ходьбы даётся указание о сохранении интервала в шеренгах (на вытянутые руки в стороны) и дистанции в колоннах (на вытянутые руки вперёд).
Благодарю участников и предлагаю отдохнуть.
А мы продолжаем наше путешествие и приближаемся к основной части занятия.
Вызываю трех участников взять мячи.
II. Основная часть занятия направлена на решение главных задач:
Воспитатель с мячом №1
– обучение детей новым упражнениям,
Воспитатель с мячом №2
– повторение и закрепление ранее пройденного материала
Воспитатель с мячом №3
– овладение жизненно важными двигательными навыками
В содержание входит:
1. Общеразвивающие упражнения.
Цель: обеспечить тренировку всех мышц, способствовать формированию хорошей осанки подготовить организм к дальнейшим нагрузкам
Упражнения с парашютом покажут дети 2-й младшей группы
Комплекс упражнений
ОРУ с игровым пособием «Чудо-парашют».
1. упражнение «Надуем парашют»
И. п. : о. с. парашют держим двумя руками, руки опущены
1 – поднимаем руки вверх, выполняем взмах, образуя купол.
2- опускаем руки вниз, парашют опускается (4-5раз)
2. упражнение «Поиграем в ку-ку»
И. п. : о. с. парашют держим двумя руками, руки опущены, ноги на щирине плеч.
1 – наклон в левую сторону заглянуть под парашют при наклоне сказа «ку-ку»
2 –– наклон в правую сторону заглянуть под парашют при наклоне сказа «ку-ку» (4-5 раз)
3. упражнение И. П. сидя на полу, протянуть ноги вперед, спрятать под парашют, руки держат край парашюта
1 – наклон назад, держась руками за край парашюта
2 – вернуться в И. П. (4-5 раз)
4. упражнение Приседания И. п. : о. с., парашют держим двумя руками, руки опущены
1 – поднимаем парашют вверх
2 – присесть, парашют положить (4-5 раз)
5. упражнение прыжки И. П. : о. с., руки на поясе
Прыжки на двух ногах, руками дергаем слегка за край парашюта
2. Упражнения в основных видах движений.
1. Игра «Подружимся»
Под музыку участники свободно гуляют по залу, после окончания объединяются по команде ведущего (в пары, тройки, пятерки) в результате образуются 5 команд
Каждой команде нужно по схеме подобрать нужное оборудование Игра-соревнование «Кто быстрей»
Подвожу итог подготовки оборудования к занятию и предлагаю принять участие в дальнейшем путешествии 10-ти участникам.
А сейчас мы приступаем к самой ответственной части нашего путешествия вам, предстоит преодолеть трудности найти тот самый приятный сладкий плод знаний (показ одним из воспитателей)
Задания:
1. Показать свою стройную осанку. Пройти с мешочком на голове, переступая через препятствия
2. Меткость. Метнуть мешочек в цель левой рукой.
3. Не оступиться, преодолевая болото. Пройти по камушкам.
4. Прыгнуть на двух ногах с места, как можно дальше, приняв правильное положение рук и ног.
5. Пройти по массажной дорожке, сохранив равновесие.
6. Показать свое мастерство в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, не наступая на лесенку, лежащую на полу.
7. Войти в ворота сада. Подлезть под воротца, не касаясь руками пола.
8. Стрясти «плод с дерева». Прыжки на батуте.
9. Помыть «плод» в горном ручейке. Прокатывание мяча двумя руками через воротца.
10. Отправить «плод» в багаж знаний. Метание мяча в баскетбольный щит правой рукой.
Итог: Мы отыскали наш «Плод знаний и опыта».
Предлагаю участникам отдохнуть и посмотреть последнюю часть основной части занятия –игры, которые покажут дети подготовительной группы
1. Подвижные игры с парашютом
Игра№1 ФУТБОЛ
Дополнительный инвентарь — Большой мяч. Положите в центр парашюта резиновый мяч. Поднимая и опуская парашют, вы можете подбрасывать и ловить мяч. Когда игроки освоят задание, попробуйте добавить второй мяч.
Игра№2 «Дрессированная черепаха»
Дети становятся в центр круга на четвереньки, накрытые парашютом. «Черепаха» двигается на голос ведущего, меняя направления.
Игра №3 «Салют»
Разложив парашют на земле, высыпьте на него 100 (или более) маленьких мячиков. Затем по сигналу ведущего все участники должны встать у парашюта, поднять его и «хлопнуть» парашютом (сделать быстрое движение вверх и вниз, так чтобы мячики поднялись в воздух. ( Внимание: не позволяйте группе натягивать парашют — он может порваться). Продолжайте «готовить попкорн» до тех пор, пока не вылетят все шарики.
В дополнение к мячикам или вместо них можно подбрасывать большой резиновый мяч, несколько комет, другие большие (но легкие) предметы и даже один-два водяных шарика!
Игра №4 «Кот и мышка»
Дети держат парашют. Ребенок мышка находится под парашютом на четвереньках. Кот сверху парашюта на четвереньках, ловит мышку Дети делают волну парашютом, мешают поймать мышку.
III. Заключительная часть
Ее значение снизить физические нагрузки,
– довести организм ребенка в относительное спокойное состояние, с тем чтобы что бы в течение 3-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное положение сохраняя при этом бодрое настроение
Подвести итог занятия.
В завершении рефлексия в форме игры «Яблочко по блюдечку».
Для этой игры нужен большой парашют и большой лёгкий мяч.
Участники натягивают парашют, потом начинают плавно покачивать парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катиться по парашюту вдоль края, с другой стороны – следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта. Пока звучит музыка, участники прокатывают мяч по краю парашюта, как только музыка останавливается, мяч закатывается в определённый сектор парашюта. Участники из данного сектора берут мяч, выбирают, читают начало и продолжают его.
Рефлексия «Чему я научилась»
К мячу прикреплены бумажные разноцветные листики, на которых написано неоконченные предложения:
• Я научилась…
• Я узнала, что…
• Я нашла подтверждение тому, что…
• Я обнаружила, что…
• Я была удивлена тем, что…
• Мне нравится, что…
• Я была разочарована тем, что…
• Самым важным для меня было…
• Мне сегодня…
Спасибо за внимание. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезна вам.