МААМ-картинки

Мастер-класс «Обучение игре на ложках»

Лилия Гудзенко
Мастер-класс «Обучение игре на ложках»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

Гудзенко Лилии Геннадиевны

музыкального руководителя

высшей квалификационной категории

«Обучение игре на ложках»

Внедрение инновационного опыта «Обучение игре на ложках как средство развития речедвигательной сферы детей»

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники:

Дети подготовительной группы, педагоги НДОУ

Оборудование:

Ложки

Компьютер

Проектор

Музыкальный центр

Публикация «Мастер-класс „Обучение игре на ложках“» размещена в разделах

Цель мастер-класса : обучение участников приемам игры на ложках включая элементы авторской программы «Обучение игре на ложках как средство развития речедвигательной сферы детей» в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

Познакомить участников с истории возникновения ложки как музыкального инструмента.

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами игры на ложках.

Познакомить с приемами игры и упражнениями которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.

Актуальность:

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило нас организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Ложкари».

Такая форма работы помогает в формировании слухо-зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий. Именно музыка помогает детям на занятиях изображать волшебный музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений. Эти ощущения дети начинают отображать с помощью слов, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, могу следующие этапы:

Презентация «Деревянные ложки»

а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.

Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки и просмотра видеороликов качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях.

Слайд 5

б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.

Слайд 6

в) Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.

Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с пропедевтической разминки кистей рук:

Слайд 7

1. «Шофер» - характерные движения кистями имитирующие крутящий руль.

Слайд 8

2. «Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).

Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается характерный красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной прием игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми задавая наводящие вопросы, там самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребенка и фонематический слух.

Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, а поскольку наша задача еще и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах мы используем также малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, тексты песен и т. д.

Сейчас вместе, дружно попробует сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

Слайд 9

Ритмическое упражнение

1,2,3 – ты на ложки посмотри,

1,2,3,4 – вот мы ложечки купили

1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!

Слайд 10

«Маятник»- это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяя тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

Слайд11

«Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук – тук да тук.

Всем друзьям своим на юг – тук да тук.

Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,

Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,

Что растаял снег вокруг – туки- туки-тук,

Что подснежники вокруг – туки-туки-тук.

Дятел зиму зимовал – тук да тук,

В жарких странах не бывал – тук да тук.

И понятно, почему- скучно дятлу одному.

Слайд 12

Главный принцип – сделать занятия интересными в игровой форме, поэтому изучая следующий прием, называем его «Лошадка» - напоминает цоконье копыт, но пропедевтическую игру можно назвать «Зайка» : прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой. Зайка прячет ушки – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче (черпачок в руке выполняет роль резонатора).

Изучая прием, вновь используем фольклорный материал:

Русская народная песня «Как на тоненький ледок», чтобы выполнить главную задачу – сочетать ритмичные удары с четким проговаривание текста используем проектор.

Слайд 13

Следующий прием «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

Слад 14

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

Приемы игры осваиваем под русскую народную песню «Во кузнице», снова четко пропевая текст песни.

Детям, обязательно даем задания, в которых игра на музыкальных инструментах сочетается и тесно переплетается с танцем, ритмическими движениями или песней. Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.

Таким образом, цель воздействия музыки, слова и движения (в данном случае четкое отстукивание ритма и упражнения на развитие чувства ритма) - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей с речевой патологией.

Список литературы

1. Ботякова О. А. «Солнечный круг» Детский народный календарь в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений – Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2004г.

2. Девятова Т. Н. «Звук-волшебник» материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей «Линка-Пресс» 2006г.

3. Музыкальный руководитель: Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2010г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Доброе время суток, уважаемые коллеги, дорогие.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком» Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая) Игра "Сафари" - игра-испытание для вожатых. Фотоотчет (часть первая) Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках» Со времён XVIII века деревянные ложки использовались в нашей стране в качестве ударного инструмента. Это был самый доступный музыкальный.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Мастер-класс по изготовлению театра на ложках по сказке «Заюшкина избушка» с детьми и родителямиМастер-класс по изготовлению театра на ложках по сказке «Заюшкина избушка» с детьми и родителями Мастер - класс по изготовлению театра на ложках по сказке: «Заюшкина избушка»» с детьми и родителями. Цель: Изготовление героев сказки.

Мастер-класс «Театр на ложках. Сказка «Маша и медведь»Мастер-класс «Театр на ложках. Сказка «Маша и медведь» Мастер-класс «Театр на ложках. Сказка «Маша и медведь» рассчитан на детей подготовительной к школе группе и для совместного творчества родителей.

Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников»Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников» Консультация для родителей "как научить ребенка игре в шашки и шахматы". Дистанционное обучение дошкольников. Обучение игры в шахматы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Обучение игре на ложках»
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 15:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Обучение игре на ложках»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Гудзенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД