Надежда Беломестнова
Мастер-класс «Новинки логопедии» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа имеет блочно-тематическое построение
:
Блок 1 – Фонетика и фонематический слух
Блок 2 – Формирование навыков звукового анализа
При отборе программного материала учитывалась структура дефекта инклюзивных детей.
Овладение звуковым анализом и синтезом сопряжено с целым рядом трудностей. Эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями обобщения, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощаемостью, которые в той или иной степени отличаются у инклюзивных детей, если корректировать речь ребенка, опираясь только на слуховое восприятие, материал практически не усваивается детьми. Дополнительно к слуховой необходимо добавить и зрительную опору. Речевые звуки – это особая категория, их нельзя увидеть, нельзя потрогать.
Публикация «Мастер-класс „Новинки логопедии“ (часть 2)» размещена в разделах
Поэтому при обучении инклюзивных детей к принципу наглядности добавляется принцип символичности, переход от наглядных средств обучения через замещение, кодирование, схематизацию к моделированию символикой. Ребенок, не различив на слух какой-нибудь звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.
Слайд (8)
Коррекционную работу
- поcтановку звуков необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха, так как формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, и наоборот, умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха основывается на последовательном формировании фонематических процессов.
Таким образом,
применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха позволяет подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Значительный момент фонетико-фонематического развития — восприятие тех или иных элементов речи. Оно осуществляется в процессе активного включения в аналитико-синтетическую деятельность всех сохранных у ребенка анализаторов. Известно, что преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области речевых звуков. Таким образом, введение моделей способствует формированию Личности, которая сама «добывает» знания. грамотно и целенаправленно планирует свою деятельность. Что полностью соответствует требованиям ФГОС, конкретнее прослеживается в целевых ориентирах для старших дошкольников. Слайд (8).
Результативность инновации на лицо:
Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре.. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки, могут игры со звуковыми моделями.
Звуковая модель - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции.
Для каждого звука рекомендуются следующие виды заданий:
- подобрать слова на заданную модель артикуляции;
- выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;
- составить слог на заданную модель артикуляции;
- придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;
- определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова, обозначив его моделью;
- добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;
- составить слова из моделей артикуляции звуков;
После того, как ребенок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:
• выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;
• при произнесении слогов (слов, состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;
• подобрать картинки, названия которых отличаются одним из не дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;
• выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т. д.
Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и», «э», «ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.
Ход занятия:
• покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
• соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)
• произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку.)
После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:
• поймай звук
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
• внимательный малыш
Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
• хорист
Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
•
• сломанный телевизор
Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
• звуковые песенки
Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу, «у-а» (плачет ребенок, «и-а» (кричит ослик, «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
• кто первый
Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
• эхо
Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний, а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: [А][У], [И][О], [И]О][Э], [У][А][Ы], [У][А], [Ы][Й], [Э][Й], [А][О].
• Как уже говорилось выше, обучение дошкольника должно происходить в игре. Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми моделями. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятия «звук» и «буква».
РЕЗУЛЬТАТ:
Повысился уровень обучения, воспитания, коррекции
Активизировалась свободная деятельность детей
Реализованы индивидуальные потребности каждого ребенка в общении и познании
Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых
Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, рост информированности родителей о речевом развитии детей
Сформировалась интеграционная система взаимодействия специалистов ДОУ и воспитателей
Существенно обогатилась предметно – развивающая среда речевого центра.