Получи документы

Мастер-класс «Нетрадиционный способ мотивации к чтению у дошкольников»

Виктория Ткач
Мастер-класс «Нетрадиционный способ мотивации к чтению у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, мотивировать его заинтересованность, позволяющую самостоятельно находить ответы на вопросы. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционный способ мотивации к чтению у дошкольников“» размещена в разделах

Основоположником этого метода является Раймунд Луллий – поэт, философ, мыслитель, живший в 13 в. Он изобрел круги на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. Кольца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов детей.

«Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, мотивации чтения у дошкольников, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Использовать круги Луллия можно очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, математике, рисованию, художественному творчеству и, конечно в сочинительстве и фантазировании.

Цель. Формировать умение детей определять части объектов. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Формировать умение изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Задачи:

Образовательные:

1. Мотивировать детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:

1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы).

Принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона (тонкой фанеры) круги разбивают на нужное количество секторов, серединка вырезается. Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш, сверху прикрепляется стрелка или контур по величине сектора. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров.

Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами. В данном пособии используется одновременно только два круга.

Формы работы:

На индивидуальных и подгрупповых занятиях.

В НОД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).

В игровой деятельности вне занятий.

В самостоятельной деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса к чтению книг;

Познание языка и мира в их взаимосвязях;

Развитие творческого мышления и воображения;

Обогащение словарного запаса;

Свобода в своих высказываниях;

Переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;

Формулировка и решение проблемы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Игры и творческие задания

«Необычные вещи»

Цель. Развивать умение детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).

РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".

ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, лиса и печка). Придумай историю о том, как лиса оказалась на печке".

«Новая сказка»

Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Формировать умение изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок).

РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". (зайчик рукавичка) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Рукавичка.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация Теремок и Баба Яга из сказки «Царевна Лягушка».) Как баба Яга может попроситься жить в теремке?"

«Необычное место»

Цель. Формировать умение детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, теремок, избушка на курьих ножках. На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев.

РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Баба Яга живет в берлоге.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Баба Яга живет в берлоге.)

Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.

Игры с кругами Луллия.

1 вариант «Придумай фантастическую историю или сказку».

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

2 вариант «Реши проблему».

В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо формировать умение ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

А сейчас уважаемые педагоги я приглашаю двух человек. Попробовать в роли детей придумать свою сказку.

Ход игры.

На 2 секторах круга картинками обозначаются какие-либо объекты и предметы.

На первом секторе, самого большого круга прикрепила изображения сказочных персонажей (медведь, лиса и др.); на втором – с чем ассоциируется тот или иной персонаж (берлога, болото и т. п.).

Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя крутят нижний круг, какой персонаж попался, предложить детям описать его, спросить в каких сказках встречается, затем, поворачивая верхний круг, отвечают на вопросы воспитателя. (Может ли медведь жить в дупле? и т. д.).

В заключении воспитатель предлагает пофантазировать и придумать свою волшебную сказку. Объяснить, как персонаж может жить в таком месте и что с ним будет. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования. (Например, хорошо ли будет медведю зимовать на болоте?). На основе фантастического преобразования составляется рассказ. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (театрализованное представление).

Вывод: На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет мотивировать детей к чтению книг, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

Приложение №1

Игры с кругами Луллия

Кольца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов детей, мотивации к чтению (предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях).

Представленные игры, созданные вместе с детьми, использую в своей работе как в совместной, так и в самостоятельной деятельности с детьми.

Младший возраст (3-4 года)

1. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.

Реальное Задание (РЗ) : найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание (ФЗ) : подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).

Средний возраст (4-5 лет)

1. На стержне - три круга. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т. д.); на среднем круге - геометрические формы (треугольник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры.

РЗ: выбрать объект (ягода вишни, подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат - восемь вишен треугольной формы).

ФЗ: какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.)

Старший возраст (5-6 лет)

1. Первый (верхний) круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т. д.). Второй круг - изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т. д.). Третий круг - изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг - образцы цветов (малиновый, голубой и т. д.).

РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.

ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что. (Ответы детей.)

Игры и творческие задания

«Необычные вещи»

Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).

РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".

ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

«Новая сказка»

Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок).

РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"

«Необычное место»

Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно).

РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)

Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.

Игра с кругами Луллия «Дикие животные»

Цель: расширять представлениядетей о диких животных.

Задачи:

- формировать познавательный интерес в процессе дидактических игр;

-вызывать положительные эмоции у детей;

- углублять знания детей о диких животных, их питании, среде обитания;

- расширять словарный запас детей;

- воспитывать бережное отношение к животным.

Ход игры:

Детям предлагаю рассмотреть игру, после процесса изготовления. Прошу назвать, что они видят. Затем объясняю правила игры. Детям надо под стрелкой собрать в одну линию животного, что животное ест и в где живёт. Потом прошу ребёнка рассказать, что он знает об этом животном. Можно ещё описать животного, еду, которую он ест, и то место, где он живёт.

Игра с кругами Луллия «Сказки»

Цель: поддерживать у детей интерес к русским народным сказкам.

Задачи:

- побуждать детей составлять новые сказки, используя разных героев;

- развивать познавательные способности детей;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- развивать связную монологическую речь

Ход игры:

1 вариант. Предлагаю детям рассмотреть героев сказок, назвать их. Затем объясняю, правила игры: соединить героев одной сказки, назвать сказку и рассказать ее. Можно описать героев этой сказки.

2 вариант. Предлагаю рассмотреть героев сказок, назвать их. Под стрелочкой соединить любых героев и придумать новую сказку. Можно описать героев этой сказки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс «Обучение чтению дошкольников с использованием методов системы М. Монтессори» Цель: уточнить и закрепить знания участников мастер-класса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на логопедических занятиях.

Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Тема: "День космонавтики" Одна из самых интересных экскурсий - День космонавтики. Предварительная подготовка состояла в том, что ребята.

Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Тема мероприятия: «Родной край люби и знай» Сотрудники библиотеки подготовили в холле выставку о наших знаменитых земляках. А так же презентацию.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Здравствуйте, уважаемые.

Мастер–класс для родителей «Мнемотехника как способ быстрого и увлекательного при заучивания стихотворений с детьми» «Учите ребёнка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мастер-класс «Интересный способ, сделать панду из пластилина» бюджетное учреждение профессионального образования «Няганский технологический колледж". Мастер-класс «Интересный способ, сделать панду из.

Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Цель мастер-класса.

Мастер-класс «Развитие интересов любознательности и познавательной мотивации дошкольников с помощью интерактивных игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Нетрадиционный подход при обучении чтению детей с общим недоразвитием речи Нетрадиционный подход при обучении чтению детей с общим недоразвитием речи Автор: Иомтова Лидия Витальевна, учитель-логопед, высшая.

Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Нетрадиционный способ мотивации к чтению у дошкольников»
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 18:29
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Нетрадиционный способ мотивации к чтению у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Ткач (УИ 50995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД